• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ

В Вышке идут выборы лучших преподавателей — их определяют сами студенты. Конкурс проходит уже в пятый раз. При этом многие преподаватели становились его победителями четыре года подряд. Новостная служба ВШЭ спросила у четырежды лауреатов, какими правилами они руководствуются в своей работе. Сегодня мы публикуем первую часть ответов.

Сергей Пашин
профессор кафедры судебной власти факультета права

Чту академические вольности и стараюсь соблюдать следующие правила.

  1. Всегда готовиться, но всегда импровизировать.
  2. Знания пресны, когда не приправлены чувством. Дистиллированная вода невкусная.
  3. Самая сладкая эмоция — интеллектуальная.
  4. Работать для лучших. Остальные, Бог даст, подтянутся. При этом всякий студент — лучший, пока не доказал обратного.
  5. Меня можно заставить не сказать того, что я думаю, но никто не заставит меня сказать то, чего я не думаю.

 

Милана Хачатурова
заместитель руководителя департамента психологии, факультет социальных наук

  1. Каждую минуту любого своего занятия помните о том, что одна из ваших основных задач как преподавателя — сделать так, чтобы студенты понимали, зачем они сейчас находятся в этой аудитории, где и когда им пригодятся эти знания в будущем. Конечно, об этом совершенно не обязательно именно говорить, студент должен это почувствовать и прийти к этому сам.
  2. Будьте внимательными, ответственными и честными по отношению к своим студентам. Когда вы устанавливаете им жесткие правила и дедлайны (что правильно), не забывайте и сами им следовать.
  3. Помните, что те события и информация, которые связаны с яркими эмоциями, запоминаются лучше всего. Ваше чувство юмора, интересный анекдот или шутку, услышанную на занятии, по достоинству оценит любой студент.

 

Павел Носачев
доцент школы культурологии, факультет гуманитарных наук

Думаю, что не буду оригинальным, высказав следующие рекомендации: любить свой предмет, уважать студентов и стремиться заинтересовать их тем, что интересно тебе.

 

Сергей Авдошин
руководитель департамента программной инженерии, факультет компьютерных наук

  1. Мотивировать самообучение студента.
  2. Оказывать консультации.
  3. Осуществлять контроль.
«Ты состоялся как учитель, когда твой ученик тебя перерос. Иначе не было бы прогресса».

 

Павел Катышев
профессор департамента прикладной экономики, факультет экономических наук

  1. К лекции (семинару) надо готовиться, даже если ты читаешь этот курс десятый раз.
  2. Старайся поддерживать дисциплину на занятии, но и давай студентам законную возможность немного расслабиться.
  3. Снабжай студентов материалами по курсу (конспекты лекций, слайды).
  4. Уважай студентов. Любой вопрос, заданный студентом, надо внимательно выслушать и постараться ответить только с положительными эмоциями. Ни при каких условиях не следует говорить: «Что за ерунду вы спрашиваете! Я вам об этом тридцать раз говорил!». 

 

Олег Каширских
академический руководитель магистерской программы «Интегрированные коммуникации»

  1. Быть честным.
  2. Быть сложным.
  3. Иметь чувство юмора.

 

Кирилл Фурманов
доцент департамента прикладной экономики, факультет экономических наук

Я для себя правил никаких не формулировал и не думал об этом. Первое, что пришло в голову — что надо честно признаваться ученикам, когда не знаешь чего-либо, и не пытаться поддерживать дутый авторитет. Но это ведь не преподавательское, это для любого человека.

Могу сказать только не совсем по теме: по-моему, в звании «лучший преподаватель» заслуга не только самих преподавателей. Это означает, что преподаватель на своём месте — то есть на том факультете, с теми студентами, которым именно с ним хорошо (и, наверное, ему именно с ними хорошо).

И еще. На пятом году своей работы я почувствовал, что очень устал и рассказываю все вяло, «без огонька» — выгорел. А студенты стали мне сдавать необычно разумные домашние работы. Я пошел к своему научному руководителю, Татьяне Анатольевне Ратниковой, поделился с ней своим удивлением. Она сказала: это потому, что вы перестали пытаться вылить на студентов свои знания и начали их просто любить. Но «просто любить» — это не все, конечно.

 

«Не мешать студенту пользоваться своим умом». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 2

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3