«Не мешать студенту пользоваться своим умом». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 2
До конца этой недели в Вышке продолжаются выборы лучших преподавателей. Новостная служба ВШЭ попросила тех, кто побеждал в этом конкурсе четыре года подряд, рассказать о правилах, которых они придерживаются в своей работе. Продолжаем публиковать ответы победителей.
Михаил Краснов
заведующий кафедрой конституционного и административного права факультета права
- Видеть в человеке, находящемся в данный момент в некотором зависимом состоянии или уже тем более в более «низком» социальном статусе, личность, имеющую достоинство.
- Поскольку моя гордыня ужасно велика, постольку мне очень неприятно, когда меня не слушают. На лекциях я стараюсь давать материал так, чтобы это было интересно вчерашним школьникам (лекции по конституционному праву на 1-м курсе факультета права). В «Записных книжках» И. Ильфа есть выражение: «Докладчик вкрадчивым голосом плёл общеизвестное». Вот моя оппозиция.
- Я очень радуюсь, когда студенты меня о чем-то спрашивают, а то и поправляют, потому что (опять же гордыня) начинаешь чувствовать себя нужным.
Игорь Данилевский
академический руководитель магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки»
Таких правил, как мне представляется, три, и они просты. Надо:
- Знать и любить свой предмет.
- Знать и любить своих студентов.
- Сделать все, чтобы студенты поняли, почему этот предмет интересен.
Илья Прахов
старший преподаватель департамента прикладной экономики, факультет экономических наук
Правило 1. Играть по правилам.
Я преподаю институциональную экономику. Одно из центральных понятий курса — институт, т.е. «правило игры» в обществе и механизмы его соблюдения. Это определение я применяю и к предмету, который веду. В начале курса объявляются «правила игры»: какие темы будут пройдены, каковы требования к студентам, как сделать хороший доклад и написать исследовательскую работу. Это помогает студентам лучше понять, что от них требуется, дисциплинирует их. Кроме того, это дисциплинирует и преподавателя. В результате мы вместе учимся играть по правилам.
Правило 2. Слушать студентов.
Каждое мнение должно быть выслушано, даже если студент ошибается. Я считаю, что нельзя просто сказать студенту «ты неправ». Наоборот, вокруг этого можно выстроить обсуждение, выяснить, почему студент думает именно так, каковы его логика и доводы, а потом поправить студента, посмотреть на проблему с другой стороны. Это нужно для того, чтобы студенты не боялись высказывать свои мысли.
Правило 3. Приводить примеры.
Существует мнение о том, что экономика — это теоретическая дисциплина, которая имеет слабое отношение к реальности. Студенты тоже могут думать, что модели с формулами и графиками имеют смысл только в аудитории. Для того чтобы студенты понимали, для чего нужна та или иная модель, как ее можно применить на практике, необходимо приводить примеры, которые делают предмет более понятным. И наоборот, определенные ситуации из жизни, логику поведения индивидов можно объяснить на теоретическом уровне. Это необходимо для того, чтобы у студента сложилось понимание, что теоретические модели и реальная практика взаимосвязаны. Мне нравится, когда студенты используют подходы, которые мы рассматриваем в рамках курса, в своих дальнейших работах.
Александр Архангельский*
академический руководитель магистерской программы «Мультимедийная журналистика»
- Общение со студентами должно доставлять преподавателю удовольствие.
- Преподаватель должен уметь — и любить — учиться у студентов.
- Преподаватель не должен со студентами заигрывать.
Булат Назмутдинов
доцент кафедры теории и истории права факультета права
- Быть принципиальным: приходить на занятия подготовленным, оценивать справедливо тех, кто готовится и кто — нет.
- Говорить о главном: не быть мелочным, слишком придирчивым, но и не давать себя заболтать, следить за чужой мыслью.
- Уважать студентов: не разговаривать по телефону во время занятий, не «тыкать», не хвалиться.
- Шутить (может быть, даже мрачно), быть ироничным по отношению к себе и другим.
Ольга Рогинская
академический руководитель образовательной программы «Культурология»
Правило первое — постоянное обновление. Несмотря на то, что содержание программы учебной дисциплины — относительно константная величина, содержание лекций и семинаров не может просто воспроизводиться из года в год, это всегда новая «точка сборки» — с учетом обновления студенческой аудитории, постоянно меняющегося контекста (научного, политического, культурного), твоего собственного профессионального и личностного роста, а также анализа того, что содержательно и методически получилось и не (совсем) получилось в текущем году.
Правило второе — уважение к студентам как сочетание доверия (изначально исходить из представления о заведомо мотивированной и интеллектуально амбициозной студенческой аудитории), требовательности (без популяризации и дешевых эффектов) и внимания к текущему моменту (готовность к изменениям первоначальных планов, если это представляется целесообразным и насущным).
Правило третье — адекватность самооценки. Студент свободен в своей любви или нелюбви (равнодушии) к твоему предмету и твоим преподавательским авторским изобретениям, у него есть право быть другим по отношению к условной модели «идеального» («удобного») лично для тебя студента.
Софья Данько
доцент школы философии
Должна признаться, никакими готовыми правилами я не руководствуюсь. Я ничего не делаю «специально», ни в работе, ни в жизни. Студенты мне интересны и как будущие профессионалы, и как личности. И они меня многому учат, это точно. Хорошо, если и мне иногда удается быть чем-то полезной.
Виктор Горбатов
старший преподаватель школы философии
- Не мешать студенту пользоваться своим умом.
- Уметь объяснять сложные вещи просто, но корректно
- Не бояться признавать свои ошибки или свое незнание.
«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 1
«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Горбатов Виктор Викторович
Старший преподаватель школы философии
Данилевский Игорь Николаевич
Ординарный профессор ВШЭ
Данько Софья Владимировна
Доцент школы философии
Краснов Михаил Александрович
Заведующий Кафедрой конституционного и административного права
Назмутдинов Булат Венерович
Доцент кафедры теории и истории права
Прахов Илья Аркадьевич
Старший преподаватель департамента прикладной экономики
Рогинская Ольга Олеговна
Доцент школы культурологии
Вам также может быть интересно:
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
Высшая школа экономики объявляет о старте конкурса на замещение 528 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Конкурсный отбор объявили 110 подразделений университета.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Начинается голосование за лучшего преподавателя года
С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.
В Вышке стали известны лучшие преподаватели года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками
Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.
Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте
С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.
Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ
Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.
«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3
6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.
«Быть честным. Быть сложным. Иметь чувство юмора». Правила лучших преподавателей ВШЭ
В Вышке идут выборы лучших преподавателей — их определяют сами студенты. Конкурс проходит уже в пятый раз. При этом многие преподаватели становились его победителями четыре года подряд. Новостная служба ВШЭ спросила у четырежды лауреатов, какими правилами они руководствуются в своей работе. Сегодня мы публикуем первую часть ответов.