Как боролись за власть церковь и мирская элита во Франции XII века
29 октября на факультете истории ВШЭ с лекцией «Символическое Средневековье» выступил Дидье Панфили, доцент университета Paris 1 Pantheon-Sorbonne, одного из ведущих французских вузов-партнеров ВШЭ.
Напомним, что в 2013 году Высшая школа экономики отмечает двадцатилетие своего сотрудничества с французскими университетами, общественными и правительственными организациями. За 20 лет партнерами ВШЭ в научной и образовательной сфере стали в общей сложности около тридцати университетов, институтов и исследовательских центров из Франции и других франкоговорящих стран. Специально к этой дате на портале создан сайт, а Французский центр ВШЭ подготовил буклет «20 лет партнерства».
Буклет о 20-летии сотрудничества ВШЭ с Францией: читайте интервью студентов, выпускников, руководителей и преподавателей франко-российских программ университета.
В конце XI — начале XII веков в католической церкви начинается движение за проведение реформ, получившее название «григорианские реформы» по имени папы Римского Григория VII, отметил в своем выступлении на тему «Символическое Средневековье» Дидье Панфили. Чтобы пояснить, как вырабатывалась идеология реформы, докладчик представил анализ текстов, связанных с крупным французским аббатством Конк, в частности это «Книги чудес святой Веры» Бернарда Анжерского и монастырских хартий, а также продемонстрировал фрагменты изображения тимпана (портала) церкви. «Тимпан можно считать идеологическим дискурсом аббатства в Конке. Анализ его фрагментов помогат понять религиозную практику того времени и проследить эволюцию взаимоотношений между церковью и светской элитой, монархами», — рассказал Дидье Панфили.
«Григорианские реформы» были в основном нацелены на борьбу с моделью имперской церкви, согласно которой император имел над церковниками почти полный контроль. В условиях соперничества духовенства и светской элиты возникает одержимость идеей Страшного суда, осуществляются попытки привить мирянам чувство вины и сознание собственной греховности. «Вот почему изображение Страшного суда на тимпане аббатства вполне логично», — отметил Дидье Панфили.
К основным проблемам при проведении «григорианских реформ», относится запрет священнослужителям иметь семью. Реформаторы настаивали на целибате, и к XII веку главными атрибутами монашества стали целомудрие и чистота. Считалось, что только целомудренный человек может быть посредником между небом и землей.
Еще один аспект борьбы церкви против контроля со стороны мирской элиты заключался в неприятии симонии, то есть купли-продажи церковных должностей или духовного санa, в более широком понимании — продажи благодати Святого Духа, таинств или священнодействий (причастия, исповеди, отпевания и прочего). Священнослужители, уличенные в подобном грехе, отлучались от церкви сразу.
Церковь ужесточала контроль и в области догматики. Никогда прежде борьба с еретиками, в частности с катарами, не велась так интенсивно. С середины XII века все труднее было «попасть» в рай. «В центре тимпана аббатства в Конке мы видим изображение Христа не мучеником, а триумфатором и судьей, — отметил Дидье Панфили. — Вообще ад интересовал реформаторов куда больше, чем рай, так как необходимо было показать нерадивым мирянам, что будет за непослушание».
Свой контроль церковь пыталась распространить и на рыцарей, чиня всевозможные препятствия к их военной деятельности. Однако убийство не христиан наоборот поощрялось, позже такое поощрение воплотилось в крестовых походах за освобождение святых мест. Под церковным контролем оказалась и сексуальная активность мирян. Отсюда противопоставление Евы как искусительницы и Девы Марии как символа абсолютной чистоты. Третьего варианта не предлагалось, чем навязывалось негативное отношение к женщине вообще — недостойной рая и опасной для клириков.
Как рассказал Дидье Панфили, изображение скупого на тимпане и осуждение этого греха призвано было стимулировать любыми способами дарение в пользу церкви. В первую очередь, конечно, деньги шли на обеспечение культа мертвых (поминальные) службы и помощь бедным.
Наиболее значительный конфликт между церковью и светской властью в средневековой Европе разгорелся за право назначения епископов и аббатов. Противостояние, сопровождающееся военными действиями, а также назначениями антипап и антиимператоров, длилось около 50 лет и завершилось победой папы над императором. Таким образом, «григорианские реформы» усиливали централизацию и контроль папской власти над мирянами. «Тимпан аббатства в Конке, как пропаганда понтификальной монархии, показывает нам не только образ Страшного суда, это еще и социальный «снимок» Средневековой Европы начала ХII века», — подытожил лекцию Дидье Панфили.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ