От тотального к рациональному: как родительский контроль влияет на успехи старшеклассников
Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
Исследования связи родительской вовлеченности с достижениями старшеклассников в учебе на семинаре Института образования ВШЭ представил автор – старший научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов. В работе также участвовала старший преподаватель НИУ ВШЭ в Перми Александра Сажина.
Прежние практики разделения семьи и школы исчерпали себя, считает автор. В последние годы многие школы перестали рассматривать родителей, исключительно, как материальный ресурс. Они видят в семье заказчика определенного набора дисциплин и заинтересованы в содействии, родителей стали чаще допускать к управлению образовательным процессом. Одна из причин в том, что качество школьного образования заметно разнится.
Основой работы стало лонгитюдное наблюдение выборки из более чем 3500 школьников и их родителей. Прахов уточнил, что речь часто идет об отложенных эффектах, поскольку их можно проследить преимущественно с учетом результатов ЕГЭ и поступления в вуз.
Семья определяет стратегии вовлеченности – от отказа участвовать в учебном процессе до постоянного контроля за выполнением домашних заданий. Рациональной вовлеченностью авторы называют помощью в виде предложения дополнительной литературы, онлайн-курсов. Полная вовлеченность предполагает наем репетиторов, контроль выполнения уроков и участие в управлении школой. Встречается и детальный контроль – проверка выполнения домашних заданий, выяснение у педагогов причин низких оценок. Родители также могут помочь детям в академической социализации – установлении и укреплении контактов с одноклассниками.
Авторы старались понять, как на учебу детей и вовлеченность семьи в обучение влияют образование родителей, материальное положение семьи и характеристики школы. Исследование показало, что рациональная и организационная вовлеченность положительно влияют, например, на баллы ОГЭ по русскому языку в 9-м классе. Хорошим оценкам способствуют также наличие высшего образования у родителей, высокий доход семьи и хорошая домашняя библиотека. Влияние специализации школы или класса менее значительно. В то же время плотный контроль за учебой, в том числе выполнением домашних заданий негативно сказываются на оценках. Полная вовлеченность, предполагающая кроме найма репетиторов участие в управлении школой, дает малозначимые эффекты.
Эти факторы похожим образом влияют на результаты ОГЭ по математике. Полная вовлеченность родителей сказывается незначимо, положительную роль играют их рациональная или организационная вовлеченность. Однако есть и отличия: учеба в специальной школе или классе существенно влияет на оценки по математике.
Несколько по-иному вовлеченность сказывается на результатах ЕГЭ по русскому языку и математике. В частности, снижается значение организационной вовлеченности. Больше других на оценки влияют помощь в организации внеучебных занятий, наем репетиторов, помощь в поиске и подборе дополнительной литературы.
Илья Прахов отметил, что на баллы ЕГЭ влияют отложенный эффект занятий с репетиторами. При этом полная вовлеченность родителей и их контроль за учебой вновь дают отрицательный результат. Рациональная вовлеченность родителей положительно влияет и на поступление старшеклассников в вузы, контроль, напротив, отрицательно.
Родительская вовлеченность зависит от многих факторов.
К контролю за детьми чаще прибегают родители с более низким образованием и уровнем человеческого капитала и дохода
Характеристики школы влияют на результаты ЕГЭ и поступление в вуз сильнее, чем на оценки ОГЭ. Илья Прахов признал, что исследование пришло к отчасти предсказуемым выводам: дети из семей с высокими доходами, у которых есть родители с высшим образованием, и учившиеся в специализированных школах, имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. Таким образом неравенство в доступе к высшему образованию не снижаются.
Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина обратила внимание на важную роль семьи в выработке навыков коммуникации и мотивации к учебе. По ее мнению, важно изучить характеристики семей, где родители мало интересуются успехами детей в учебе.
Младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ Кристина Любицкая отметила: опыт дистанционного обучения в период пандемии показал, что школа без семьи работать не может, поэтому важно сделать из родителей ее союзников, знать возможность семьи, ее запросы на образование. Отдельной задачей она считает изучение родителей с низкой вовлеченностью в образовательный процесс.
Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского ВШЭ Михаил Гошин обратил внимание на то, что, по данным исследований оценки детей родителей «невидимок», которые мало участвуют в учебном процессе, более низкие, но среди них выше процент отличников. «Возможно, многие из этих детей не нуждаются в контроле и участии, это интересный ракурс, который требует дальнейшего изучения», – сказал Гошин.
Кроме того, неясно, что делать детям из малообеспеченных семей и их родителям, какие стратегии для них будут эффективными и как им преодолеть сложившееся неравенство.
Научный руководитель Института образования ВШЭ Виктор Болотов предложил обратить внимание на пассивную роль школы в исследовании. Он рекомендовал проанализировать влияние отношения школ к разным видам родительской вовлеченности.
В заключение Илья Прахов сказал, что рассматривает родительскую вовлеченность, как один из механизмов повышения доступности высшего образования. «Хотя исследований родительской вовлеченности много, закрывать вопрос рано, исследования должны продолжаться, чтобы представлять проблему максимально объемно», – резюмировал он.