• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нейросети показывают, какие качества действительно делают людей уникальными»

«Нейросети показывают, какие качества действительно делают людей уникальными»

© iStock

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил курс «Прикладные нейросети» на портале «Открытое образование». Теперь разобраться в том, как применять возможности искусственного интеллекта на практике, может любой желающий.

Слушатели курса изучают так называемые предобученные модели. Чтобы работать с ними, не нужно дополнительных знаний или инструментов. Подробнее о том, как устроена программа, кому она подходит и почему тренд на нейросети с нами надолго, рассказал автор и преподаватель курса, приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН ВШЭ Даниил Косакин.

— Что такое предобученные нейросети? Чем они отличаются от нейросетей, о которых все говорят?

— Классические нейросети обучаются с нуля под одну конкретную задачу. Если поменялась даже небольшая деталь, значит, всё, нужно полное переобучение. Предобученные нейросети уже изначально много знают в определенной области, их гораздо легче дообучить под какую-то задачу, ведь основная информация у них уже есть.

Даниил Косакин

Попробую объяснить на примере. Представьте, что вы решили приготовить карри, а раньше до этого вообще ничего не готовили. Но вы готовы тратить дни, недели или даже месяцы, чтобы научиться, — в итоге вы мастерски готовите карри. Но если вас попросить испечь пирог, ваши знания вам не сильно помогут, и учиться придется почти с нуля. А теперь представьте, что такое же задание получил опытный повар. Да, возможно, он никогда не готовил карри, но понимает, как работать с огнем, вкусом и специями. Ему освоить новое блюдо уже значительно проще.

— Кому будет интересен курс? В решении каких практических задач он поможет уже сейчас?

— В первую очередь курс рассчитан на аудиторию, которая хотя бы что-то слышала про нейросети — какие они классные и как много умеют. Но эти люди пока не решились подойти к ИИ ближе, ведь все это кажется каким-то страшным и вообще только для айтишников. Задача курса — эти предубеждения развеять. Вообще-то, применять предобученные нейросети довольно просто.

Такие сети отлично справляются с автоматизацией всяких рутинных процессов. Нужно проанализировать тысячи отзывов клиентов и определить основные запросы? Подключаем языковую модель, она быстро и точно выяснит, что людям нравится в продукте, а что нужно доработать. Расшифровать интервью? Окей, берем модель Speech2Text из открытого доступа. Найти на сотнях фотографий определенный объект? Модели классификации изображений сделают это за вас.

Скорости развития нейросетей фантастические. Еще лет пять назад для каждой из этих задач нужно было либо много времени и отдельная команда инженеров, либо еще больше времени и много рук. Сейчас уже готовые к использованию модели находятся в открытом доступе и их можно установить на личный компьютер.

Узнать больше о курсе и записаться можно здесь.

— Если студент вообще не из IT-сферы, будет ли ему все понятно? Нужны ли дополнительные знания и программы для освоения курса?

— Курс как раз рассчитан на неайтишную аудиторию. Теоретическая часть вообще не требует никаких знаний из области IT — она дает концептуальное представление о том, как работают и какие задачи решают разные нейросети. Чтобы выполнять практические задания, нужно владеть основами языка Python, чтобы понимать, как технически подгружаются и используются модели. Достаточно базовых знаний о переменных, циклах и простых питоновских функциях — остальное можно схватить в процессе.
— Какие практические задания будут на курсе? Чему научится студент?

— Обязательных заданий на курсе нет, но мы подготовили набор ноутбуков, в которых максимально подробно и понятно расписали процесс запуска всех моделей. На занятиях можно подробно разобраться с принципом и особенностями работы этих моделей и узнать, что и как именно происходит в ноутбуке, а вне занятий — потренироваться самостоятельно и попробовать применить эти модели для собственных кейсов.

Рассчитываем, что каждая неделя будет посвящена определенному виду контента (как нейросеть работает с текстом, звуком и изображениями). Студент изучит особенности обработки данных и узнает, для каких задач может быть полезно машинное обучение, а потом на конкретных примерах научится подготавливать данные и запускать модель для их обработки.

— Какие задачи нейросети уже сейчас точно могут взять на себя?

— Как правило, это рутинные задачи, которые понятно сформулированы, у них есть точный порядок действий, а креативность и инициативность не нужны. Проще говоря, если можно за пять минут объяснить человеку, который с этим раньше не работал, что надо делать, скорее всего, с этим справится и нейросеть.

Это инструмент, который может освободить наше время от лишней рутины, чтобы сосредоточиться на действительно интересных и творческих задачах в работе.

— Что нужно уметь, чтобы в ближайшем будущем твое рабочее место не забрала нейросеть?

— Как мне кажется, главное — быть инициативными, любопытными и креативными. Инициативность в принятии непростых решений — та вещь, которую очень сложно доверить модели, хотя бы потому, что она не может нести ответственность за свои решения.

Любопытство и креативность побуждают выходить за рамки привычного, пробовать новое, ошибаться, но продолжать двигаться вперед. Модели от этого пока далеки — они замкнуты в пространстве данных, на которых обучались, и не умеют рисковать и экспериментировать. Можно сказать, что нейросети показывают, какие именно качества делают нас, людей, действительно уникальными.

Больше о работе с нейросетями и применении искусственного интеллекта — на портале Вышки онлайн, посвященном ИИ.  

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и «Яндекс» проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» открывают набор на участие в олимпиаде Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Это первая совместная олимпиада по искусственному интеллекту университета и ИТ-компании для студентов разных стран. Участники попробуют силы в решении сложных задач из сферы науки и индустрии и познакомятся с экспертами из Вышки и «Яндекса», а победители получат денежные призы.

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.

Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ

В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.

В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории

В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.

В Вышке изучили, как студенты российских вузов осваивают технологии ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в университетах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Исследование реализуется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

Территория будущего: Вышка Онлайн принимает участие в фестивале «Москва 2030»

Пространство онлайн-кампуса НИУ ВШЭ открылось на фестивале «Территория будущего. Москва 2030», который проходит на нескольких знаковых площадках столицы в августе — сентябре. Гостей Вышки Онлайн ждут лекции и мастер-классы, карьерные консультации, нетворкинг, VR-квесты и развлечения.

Искусственный интеллект с Харизмой

Высшая школа экономики активно использует передовые цифровые технологии в науке и образовании. Рассказываем в нашей статье о том, как суперкомпьютер помогает исследователям университета.

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.