• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый

Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.

Название Школы Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ, которая проходит этим летом уже в третий раз, — «Институты, образование и рост». А это значит, что в ней принимают участие молодые исследователи, интересующиеся экономикой и социологией высшего образования или (а в некоторых случаях — также и) институциональной экономикой.

Чем институциональная теория может помочь тем, кто изучает рынки высшего образования и университеты? Этому вопросу была посвящена лекция Марии Юдкевич. Обзор формальных моделей, изучающих устройство трудовых контрактов на академических рынках в разных странах, вызвал массу прикладных вопросов. Возможна ли система постоянного найма в российских университетах и каковы ее возможные последствия? Как создать стимулы и возможности для занятия молодыми преподавателями исследовательской деятельностью в условиях низкого финансирования университета? Как относится университетская администрация к усилению академического самоуправления? На эти и другие вопросы отвечали и сам докладчик, и научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который подробно рассказывал об опыте ГУ-ВШЭ по внедрению специальных контрактов с выпускниками зарубежных аспирантур, созданию системы поддержки академических достижений. Роль контрактов постоянного найма в системе высшего образования США прокомментировал «инсайдер» этой системы — Джон Най, профессор университета Джорджа Мейсона, специальный гость школы.

Ярослав Кузьминов в своей лекции говорил о тех принципах и фактах системы российского образования, которые могут помочь оценить возможные реакции системы образования на кризис. От обсуждения общих сценариев акцент дискуссии, завязавшейся после лекции, сдвинулся на конкретные ситуации в региональных вузах. Должны ли вузы заниматься трудоустройством выпускников? Нужно ли бороться с работой студентов во время учебы или, наоборот, поощрять ее? Какие вузы в большей степени пострадают от кризиса и почему? Разговоры и расспросы продолжились за обедом — на множество комментариев участников «Но такое в российском вузе невозможно!» ректор ГУ-ВШЭ рассказывал, как это устроено в Вышке — и про гранты научного фонда, и про обязательные экзамены в магистратуру для бакалавров Вышки, и про множество совместных программ с ведущими зарубежными университетами.

После обеда участников ждал инструментальный семинар — Ирина Хованская, научный сотрудник ЛИА, рассказывала о решении базовых задач экономики риска, поразив участников обилием увлекательных приложений одной, казалось бы, простой задачи. Не только экономисты, но и далекие от математики — по крайней в мере, в повседневной жизни, — социологи и юристы с увлечением рассчитывали оптимальные ставки разнообразных пари — начиная от споров о результатах футбольного матча ЦСКА и Спартака, кончая пари на результаты следующих президентских выборов США.

Но и этим семинаром программа первого дня Школы не закончилась. Еще три часа участники, разбившись на четыре группы, коротко рассказывали о своих исследовательских проектах. Участникам на это было выделено по 2—3 минуты, а вот экспертам, которые подробно высказывались по каждому проекту, — досталось почти по 7 минут.

Ярослав Кузьминов, Мария Юдкевич, Ирина Хованская, Джон Най, Марина Колосницына, Андрей Бремзен, Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), Григорий Андрущак, ознакомившиеся с проектами, комментировали тексты, предлагали свое видение проблемы, критиковали, хвалили, давали рекомендации по подготовке презентаций. В последние дни школы участники выступят с переработанными проектами.

И в завершение выпуска — новости спорта и о погоде. На всех послеобеденных семинарах голоса экспертов перекрывались раскатами грома. Из-за грозы запланированный волейбольный матч пришлось отменить — и продолжить до глубокой ночи обсуждать проекты, планы, исследования, конференции, идеи, базы данных, защиты диссертаций. Поэтому о спортивных достижениях рассказать пока нечего — надеемся,  новости будут в другие дни Школы.

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.