• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В России очень сильны образовательные традиции»

Джамил Салми — координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования по Восточной Европе, в этом году вошел в состав Международного консультативного комитета Программы развития Высшей школы экономики. В интервью корреспонденту портала ВШЭ он изложил свои взгляды на реформу образования в России.

— Господин Салми, за последние 15 лет вы консультировали правительства более 35 стран по вопросам развития образования. В чем особенности ситуации в России по сравнению с мировой практикой?

— В России, как и в большинстве бывших советских республик, очень сильны образовательные традиции. В развивающихся странах все-таки приходится начинать с нуля. Стоит отметить, что для решения проблемы неравного доступа к образованию в СССР удалось чего-то добиться — по крайней мере, для женщин. Сейчас ваше общество развивается очень быстро, и, естественно, в начале трансформации система испытывает трудности.

Одной из сильных сторон советской системы был акцент на инженерном, физико-математическом образовании, а социальным и гуманитарным наукам в ней уделялось мало внимания. НИУ ВШЭ — хороший пример вуза, где, напротив, акцент сделан на социально-гуманитарное образование.

— Что вы думаете по поводу нынешних образовательных реформ в России? Обеспечит ли ЕГЭ равный доступ в вузы для всех абитуриентов? Или же дискриминация неизбежна?

— Пока я не настолько хорошо знаком с ситуацией в вашей стране, но я видел, как обстоят дела в Казахстане, Армении, Азербайджане. Там любой, у кого есть деньги, может купить себе право на поступление в вуз. С этой точки зрения, российский единый государственный экзамен, который позиционируется как независимый, прозрачный и объективный — большой прогресс.

Но в любом случае, вы должны еще удостовериться, что этот подход действительно можно называть меритократическим — дающим шансы всем наиболее способным людям, вне зависимости от их социального происхождения и достатка. Ведь результаты учебы во многом зависят от того, где ты родился — в городе или в деревне, в какой семье. Здесь нужны исследования, и если обнаружится, что в основном ученики с наиболее высокими баллами ЕГЭ — из более обеспеченных групп населения, это чревато проблемами для общества.

— Ректоры вузов часто говорят о том, что надо искать одаренных, талантливых детей. Но если школа пытается обеспечить равенство, каково «хорошистам» и «отличникам» учиться в одном классе с намного более слабыми учениками? И что делать с детьми мигрантов, ведь им особенно трудно освоить программу?

— У всех разные способности: кто-то станет хорошим математиком или филологом, а кто-то — баскетболистом. Главное, чтобы каждый ребенок мог реализовать свой потенциал, учится он в центре Москвы или за тысячу километров от столицы.

Проблема с детьми мигрантов сейчас растет во многих странах Восточной Европы — нередко у них хуже с грамотностью оттого, что хуже условия в семьях, и такие ученики заслуживают особого внимания. Применительно к России нельзя, чтобы дети из, например, Таджикистана, Азербайджана, Киргизстана учились в сегрегированных школах, где качество обучения будет ниже.

— Нужно ли как-то отделять слабых студентов в университетах? Все-таки высшее образование должны получать те, кто наиболее способен к этому.

— Следует различать нехватку таланта и недостаток академической подготовки. Разумеется, если вы устанавливаете в университете высокие стандарты, вам хочется, чтобы в нем учились только лучшие студенты. Противники программ в поддержку прав различных меньшинств считают, что если в группе будут студенты с разным социально-экономическим бэкграундом, это негативно повлияет на качество обучения. Но как показывают исследования, даже если уровень некоторых будет чуть ниже, сильно это не скажется, главное — хороший преподаватель.

Должны быть учебные заведения разного уровня, допустим, в США существуют так называемые «комьюнити колледжи», куда могут поступить дети с менее высокими академическими результатами. Если им удастся улучшить их за время обучения в колледже, они могут перевестись в университет. Так им дается второй шанс.

— Но должен ли давать такой шанс вуз, который хочет стать университетом мирового класса?

— Конечно, с одной стороны, в таком университете должна быть концентрация талантов, и его руководство хочет иметь лучших профессоров и лучших студентов. Но по многим причинам социального характера, о которых я говорил в своем первом докладе на семинаре Института развития образования ВШЭ, если поступать будут только абитуриенты из более обеспеченных или хорошо образованных семей, в этом есть опасность.

Существует такое понятие, как «добавленная ценность», в ряде стран оно используется для оценки качества обучения. Если у вас только лучшие студенты и лучшие профессора, это не добавляет никакой ценности обществу. Но если вы даете возможность учиться студентам, которые в силу своей принадлежности к менее защищенной социальной группе оказались хуже подготовлены, эффект для страны в целом будет больше.

— Во втором докладе вы также говорили о десяти ошибках, которые совершают университеты, пытающиеся достичь мирового класса. Чего стоит избегать российским вузам? И с кого брать пример?

— На мой взгляд, главная опасность многих российских вузов, и Высшая школа экономики здесь не исключение, — слишком быстрое увеличение числа студентов. Многие не успели обеспечить для этого соответствующие условия: найти преподавателей, ресурсы и прочее. Впрочем, у России есть преимущество перед многими другими странами: поскольку сейчас число абитуриентов у вас снижается, это должно будет дать возможность тратить то же количество средств на меньшие группы студентов.

Насколько мне известно, ваше правительство собирается консолидировать систему — укрупнять некоторые вузы, и это хорошо. Их будет меньше, но они будут «сильнее». Но сначала надо убедиться, что объединенные вузы хотят и могут работать вместе, и федеральные университеты не должны превратиться в этаких «монстров».

Хорошие примеры перехода вузов в ранг «университетов мирового класса» есть в Сингапуре, в Китае, два католических университета в Чили, Малайзия делает шаги в этом направлении… Но, возможно, вы найдете свой путь (как в построении университетов топ-уровня, так и всей системы) в создании разных уровней образовательных переходов, как, например, «комьюнити колледжи» в США.

— В этом году вы стали членом Международного консультационного комитета ВШЭ. Какие у вас впечатления от первого визита в Высшую школу экономики? Что вы могли бы порекомендовать?

— Я много слышал о ВШЭ и был даже очень впечатлен, когда увидел ваш университет своими глазами и пообщался с его сотрудниками. Замечательно, что столь многие из них разделяют энтузиазм ректора и его видение будущего вуза, это объясняет, почему Высшая школа экономики стала лидером среди других институтов.

В мае я еще вернусь в Москву на встречу с другими членами комитета. Думаю, мы обсудим все, что было достигнуто за прошедшие 12 месяцев, и посмотрим, насколько возможно для вуза выполнять наши рекомендации, а если нет, то почему. Как мне кажется, сейчас для НИУ ВШЭ главное — определить, в каких направлениях следует расширяться, поскольку рост идет очень быстро, и это может негативно сказаться на качестве программ.

Возможно, я также побываю в филиалах ВШЭ в других городах — в Перми или в Санкт-Петербурге. С точки зрения создания «университета мирового класса», всегда важно иметь обратную связь, знать, что сами люди внутри организации хотели бы в ней улучшить. Надеюсь побывать и в общежитиях Вышки, ведь любой университет — это, прежде всего, его студенты.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Общество неравных

Россияне становятся менее терпимы к разным типам социального неравенства, а ответственным за их существование считают государство. О реальном и идеальном обществе с точки зрения граждан — в исследовании заведующей Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ Светланы Мареевой.

Поведение миллионеров более значимо для сокращения неравенства, чем налоги любого размера

Преодоление социального неравенства как внутри каждого отдельного государства, так и в мировом масштабе — один из глобальных вызовов, стоящих перед человечеством в XXI веке. Поиску путей решения этой нетривиальной задачи была посвящена сессия «Ком растет. Социальное неравенство как глобальная проблема и роль бизнеса  в ее решении» на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.

Пять научных фактов о социальном неравенстве

IQ.hse.ru собрал научные факты о социальном неравенстве, которые установили ученые НИУ ВШЭ.

Женщины отдают мигрантам работу по дому

Доходы мигрантов, работающих в российских семьях нянями, сиделками, поварами, нередко превосходят зарплаты земляков, занятых в других сферах. Но более высокий доход не делает домашний труд более престижным. Наниматели считают его второсортным, перенося это отношение и на домашний персонал. Для мигрантов занятость в российских семьях ведет к социальной изоляции и большему бесправию, выяснили заместитель завкафедрой демографии НИУ ВШЭ Лилия Карачурина, директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев и старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Юлия Флоринская.

16,2%

школьников, которые учатся в школах ближайшего Подмосковья, — это дети, для которых русский язык неродной.

Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы

Взаимоотношения москвичей и трудовых мигрантов из стран СНГ складываются непросто во многом из-за мифов, циркулирующих в массовом сознании. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Юлия Флоринская в своем исследовании опровергла растиражированные представления о том, что мигранты отбирают рабочие места у москвичей, всерьез усиливают нагрузку на здравоохранение и осознанно выбирают нелегальный статус.

31%

женщин, работающих в предприятиях общепита, магазинах или на рынках, имеют высшее или неоконченное высшее образование.

Принимающая страна влияет на ценности мигрантов

В научной литературе доминирует мнение, что базовые жизненные ценности остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Однако исследование старшего научного сотрудника лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максима Руднева демонстрирует, что ценности мигрантов после переезда в новую страну изменяются.

Мобильные пенсии выведут трудовых мигрантов из тени

Трудовой мигрант на территории СНГ уязвим в пенсионных правах. Страна, где он работает, не заботится о его старости, а страна, где он живет, не учитывает трудовой стаж за границей. Решить проблемы пенсионного обеспечения мигрантов сможет мобильная пенсия, отметили сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), принимавшие участие в исследовании «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ».

Иногородние выпускники вузов склонны к миграции

Треть выпускников региональных вузов планируют сменить место жительства. Большинство желает переехать в другой город России.  Покинуть страну намерены менее 10% выпускников, выяснили профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская и директор Центра миграционной политики НИУ ВШЭ Ольга Чудиновских в исследовании «Миграционные планы выпускников региональных вузов России».