• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В Москве подобное практически невозможно»

1 марта завершается набор студентов ГУ-ВШЭ в Летнюю школу «Сравнительное государственное управление. Опыт Великобритании», проводимую London Metropolitan University. О проекте рассказывает заместитель декана факультета государственного управления, права и международных отношений London Met, директор Школы Пат Грэй.

— Профессор, это уже шестая Школа, которую вы организуете для российских студентов. Что их ждет в Лондоне в этом году?

— Мы всегда стремимся придумать для них что-то новое, стремимся варьировать программу их пребывания в Великобритании. Каждый год — и нынешний не станет исключением — в дополнение к основному курсу обучения мы планируем познакомить студентов с жизнью страны за пределами Лондона. Прежде мы организовывали поездки в Оксфорд, сейчас, возможно, отправимся в Кембридж или Брайтон. Многие студенты хотят поближе познакомиться с политическим устройством Великобритании, и такую возможность они тоже получают. Каждый год мы посещаем Палату общин, иногда — Казначейство, некоторые министерства. А, например, участники прошлогодней Школы имели возможность посетить строящиеся олимпийские объекты — для них это был потрясающе интересный опыт. Посмотрим, что именно мы сможем устроить для них в этом году: многое зависит от того, в какие учреждения мы сможем получить доступ. Бывает, что студенты говорят нам, какие места они хотели бы посетить самостоятельно — мы стараемся им в этом помочь, дать практические советы относительно учреждений, в которые они собираются отправиться.

— За те годы, что вы работаете с российскими студентами, вы составили себе их общий портрет? В чем заключаются их основные достоинства и чего, как вам кажется, им больше всего не хватает?

— Это очень интересный вопрос. Конечно, мне следует сказать, что они все замечательные и практически идеальные студенты. Вы же не думаете, что я скажу о них что-то плохое? Но если говорить серьезно, то меня впечатляет, насколько российские студенты — во всяком случае, это я замечаю в Летних школах — дисциплинированы, как они могут быть поглощены проектами, над которыми трудятся. Они очень тщательно подходят к проработке всех деталей, не позволяя себе схалтурить даже в мелочах, и продолжают искать ответы там, где многие английские студенты уже сдались бы. Мне кажется, что они в принципе больше ценят образование. Хотя наследие советской системы обучения сказывается на том, как они воспринимают информацию. Мы призываем студентов мыслить свободно, опираться на факты, принимать во внимание разные взгляды на одну проблему и допускать, что ответов на вопрос может быть несколько. Российским студентам бывает трудно с этим согласиться.

Но это не значит, что они зациклены только на учебе — они очень любят веселиться и с большим энтузиазмом принимают участие в различных мероприятиях, которые мы предлагаем им во время Летней школы.

— А как вы оцениваете их уровень владения английским языком?

— Он различается. Некоторые фантастически владеют английским, другие хорошо понимают английскую речь, но сталкиваются с некоторыми трудностями, когда участвуют в дискуссиях. Мы не устанавливаем формального барьера для участников Летней школы, но нужно понимать, что без знания языка программа занятий окажется бесполезной. Поэтому мы приветствуем, когда студенты заранее проходят тесты по английскому языку на уровне IELTS 6.0 или, в крайнем случае, IELTS 5.5.

— К чему в целом следует готовиться студентам, когда они окажутся в Лондоне?

— Во-первых, к насыщенному графику. Работа в Летней школе начинается в 10.00, и мы обычно продолжаем заниматься до 15.30, конечно, с перерывом на ланч. Мы стараемся сделать занятия для студентов более неформальными, как правило, мы предлагаем им поработать над решением какой-нибудь проблемы. Лекции, которые читают приглашенные эксперты, обычно небольшие и не занимают много времени.

Что же касается организации проживания, то мы обеспечиваем вполне комфортные и в тоже время привычные для студентов условия. Это современные номера, расположенные близко к центру Лондона, примерно в десяти минутах на метро от Оксфорд-стрит или Вест-Энда, так что проблем с перемещением по городу у студентов не будет. К тому же мы предоставляем им студенческие проездные билеты на все время их пребывания в Лондоне, что дает им право проезда на всех видах общественного транспорта без ограничений. Важно, чтобы они не забыли взять денег на еду, так как за питание им придется платить самостоятельно.

— Могут ли студенты столкнуться с проблемой безопасности на улицах Лондона?

— Лондон — город многонациональный и мультикультурный. Возможно, некоторые студенты испытают «культурный шок», обнаружив на улицах такое количество чернокожих людей, но важно, чтобы они понимали — это обычные британские граждане, долгие годы и даже десятилетия живущие в Лондоне. Не нужно пугаться их, особенно вечером. Вообще Лондон — безопасный город с довольно низким уровнем преступности, в том числе и в ночное время. За те пять лет, что мы организуем Летние школы, с их участниками произошел только один небольшой инцидент, да и тот стал результатом скорее недопонимания и не повлек сколько-нибудь серьезных последствий.

— Российская и британская политические системы и традиции сильно различаются. Реально ли, на ваш взгляд, в таких условиях научиться чему-нибудь друг у друга?

— Сама идея Школы и заключается в том, чтобы найти ответ на этот вопрос. Мы предлагаем студентам подумать о том, какие практики, применяемые в Великобритании, могут быть перенесены на российскую почву, а где наши различия фундаментальны. Особое внимание при обсуждениях мы стремимся уделить традиции транспарентности (прозрачности) публичной власти в Великобритании. С этой целью мы посещаем заседания советов местных органов власти, на которых принимаются важные административные решения. Российским студентам очень важно и полезно увидеть, насколько открытым и прозрачным может быть этот процесс. Они на вполне конкретных примерах понимают, как работает демократия.

Одним из самых ярких таких впечатлений стали слушания о лицензировании баров и ночных клубов, на которых мы со студентами присутствовали два или три года назад. Владелец одного бара, которого многие подозревали в связи с криминалом, добивался продления своей лицензии. Но против него выступили местные жители, и бар был закрыт. Как говорили мне потом студенты, представить нечто подобное в Москве практически невозможно.

— В Летней школе принимают участие только студенты, изучающие государственное и муниципальное управление?

— Большинство из них действительно с этого факультета Высшей школы экономики, но к нам также приезжают и будущие социологи, и политологи. Им тоже есть над чем поработать в рамках курсов, которые мы предлагаем в Летней школе. К нам подключаются и некоторые студенты из Московского государственного университета и Финансовой академии при Правительстве России. Иногда к нам обращаются аспиранты, но на такие специализированные курсы Летняя школа все-таки не рассчитана.

— Вполне понятно, как такие программы помогают российским студентам. Но почему London Metropolitan University заинтересован в этом сотрудничестве?

— London Met имеет давние связи с Высшей школой экономики. Мы совместно участвовали во многих проектах, включая проект Tempus, и имеем схожие интересы, в частности, в области изучения государственного управления. Для нас также очень ценна работа со студентами такого хорошего университета, как Высшая школа экономики, да и наш персонал получает от этого взаимодействия большое удовлетворение. К тому же это сотрудничество — возможно, вы удивитесь — приносит нам деньги, пусть и небольшие. Так что это не благотворительность с нашей стороны.

— Позвольте теперь спросить вас, профессор, о британских студентах. Принимают ли они какое-либо участие в работе Летних школ?

— Непременно. Обычно мы задействуем их для организации «культурного досуга» — экскурсий, прогулок по городу, шоппинга и, конечно, вечерних мероприятий. Уж по части осведомленности о ночной жизни Лондона они нам, профессорам, точно дадут фору. Вполне вероятно, что нынешняя Летняя школа будет более масштабной, чем обычно — мы ждем участников и из других европейских университетов. Я думаю, такая мультикультурность еще больше расширит границы общения между нашими студентами.

— Но насколько британские студенты интересуются Россией, российской политической и административной системой?

— В London Met есть программы и учебные модули, посвященные политическому и социальному устройству стран Восточной Европы, российско-европейским отношениям. Мы пытаемся подстегнуть своих студентов принимать участие в Летних школах в России, но пока особо не преуспели в этом. Все-таки это очень дорогое удовольствие, и организационных проблем с получением визы тоже хватает — впрочем, с теми же проблемами сталкиваются и многие россияне, пытающиеся попасть в Великобританию, так что здесь мы в равных условиях.

Напоследок хотел бы пригласить студентов ГУ-ВШЭ принять участие в нашей Летней школе 2010 года и записаться в группу, которая в настоящее время формируется на факультете государственного и муниципального управления.

Дополнительная информация о Летней школе

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»

Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.