• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные кредиты: как снять барьеры?

20 сентября первый проректор ВШЭ Вадим Радаев и проректор ВШЭ Сергей Рощин приняли участие в заседании Совета Ассоциации ведущих университетов России, которое состоялось в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. Сергей Рощин выступил с докладом на тему «Развитие образовательного кредитования».

Ассоциация ведущих университетов России (в нее входят федеральные, национальные исследовательские университеты, а также Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет) была создана в 2010 году, в Совет ассоциации входят девять ректоров вузов, в том числе ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

На этот раз заседание Совета было обусловлено активными мерами, которое предпринимает Минобрнауки России по обеспечению качества высшего образования, — как сообщил на заседании заместитель министра, курирующий высшую школу, Александр Климов, 15 сентября завершился мониторинг, в ходе которого были собраны данные о работе вузов. Теперь на основе массива информации предстоит сделать выводы о качестве этой работы, после чего министерство будет принимать решения об оптимизации сети и распределении контрольных цифр приема. Вузы и филиалы, дающие некачественное образование, обещано или закрывать, или присоединять к более успешным вузам, или поддерживать, чтобы качество там улучшилось.

На заседании Совета, которое прошло под председательством ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, обсуждались четыре вопроса: критерии отнесения вузов к числу неэффективных, принципы распределения контрольных цифр, роль ведущих вузов в реорганизации филиалов, развитие образовательного кредитования.

Актуальность последнего сюжета, очевидно, была связана с тем, что в условиях предстоящей реформы высшей школы государство намерено более активно стимулировать абитуриентов, не добравших баллов для поступления на бюджет в ведущие вузы, идти не в шарашкины конторы, а в эти же вузы на платное обучение, взяв образовательный кредит. Как заметил Александр Климов, кредитные ресурсы могут стать для вузов дополнительным источником финансовых средств на развитие, а для граждан это возможность получить доступ к качественному образованию.

Идея образовательного кредитования в России обсуждается с середины 1990-х годов — в частности, она фигурировала в программах министров образования РФ Александра Тихонова, ныне директора и научного руководителя МИЭМ ВШЭ, и Владимира Филиппова. В середине 2000-х годов компания «Крейн» приступила к реализации программы образовательных кредитов «Кредо», а в 2009 году была введена система образовательных кредитов с государственной поддержкой (на сегодняшний день студенты ВШЭ составляют большинство ее участников). В Высшей школе экономики тема образовательного кредитования изучается давно и подробно — в частности, заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Григорий Андрущак, ныне директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-экономическая дифференциация заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования».

Подробный анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день в образовательном кредитовании, рабочая группа Ассоциации ведущих университетов России провела под руководством Сергея Рощина. Были подготовлены предложения, направленные на развитие системы образовательного кредитования.

В своем докладе Сергей Рощин напомнил, что масштабы развития образовательного кредитования чрезвычайно сдержанные, если вообще можно говорить о масштабах. В целом по стране кредиты на обучение берет ничтожно малое количество студентов. Почему так происходит? Какие барьеры существуют? И можно ли их снять, чтобы абитуриенты, не прошедшие на бюджетные места, не отказывались от обучения в ведущих вузах?

Рабочая группа предложила изменить критерии отбора вузов, которые могут участвовать в государственной программе образовательного кредитования. Нужно разрешить брать кредиты студентам ведущих вузов, обучающимся по любым образовательным программам, в том числе неаккредитованным — чтобы не было препятствий для развития инновационных направлений подготовки (государственную аккредитацию можно получить только после первого выпуска). Во всех остальных вузах возможность студента взять кредит должна зависеть от программы, которую он выбрал, — если там есть бюджетные места, то этого критерия может быть достаточно.

Как показал опыт работы программы образовательного кредитования, необходимость подтверждения студентами своей успеваемости и отсутствие академической задолженности создает дополнительные сложности в отношениях банков и заемщиков, увеличивает документооборот между вузом и банком. Рабочая группа предложила оставить один критерий: если студент продолжает учиться в вузе, то есть не отчислен, он попадает под действие программы образовательного кредитования, и неважно, есть у него задолженность или нет.

По мнению членов рабочей группы, эти инициативы могут быть реализованы довольно быстро — достаточно решений Минобрнауки России, и абитуриенты, поступающие в вузы в 2013 году, смогут брать кредиты по новым правилам. При этом, отметил Сергей Рощин, есть ряд вопросов, для решения которых, видимо, потребуется разработать новые нормативные документы или внести изменения в законодательство.

Во-первых, в ходе обсуждений было предложено распространить программу образовательного кредитования не только на студентов, которые первый раз получают высшее образование в очной форме, но и на тех, кто учится заочно или очно-заочно, получает второе или дополнительное образование.

Во-вторых, кредиты могли бы получать и те студенты, которые участвуют в программах международной академической мобильности, проходят «включенное обучение» в зарубежных университетах-партнерах. Сейчас формат государственной программы кредитования не позволяет выдавать кредиты таким студентам, но Россия включается в мировое образовательное пространство, и спрос на подобную практику есть.

В-третьих, представители некоторых университетов ставили вопрос о создании системы погашения кредитов в зависимости от будущего трудоустройства студентов. Если человек идет на работу в сектора, отрасли или регионы, которые являются приоритетными с точки зрения государственной политики, государство может поддержать таких выпускников вузов, частично погашая кредит. И здесь уже речь идет о расширении действующего формата кредитования, разработке новых механизмов.

Сергей Рощин подчеркнул, что, с точки зрения всех членов рабочей группы, важно принимать решения о развитии образовательного кредитования своевременно. К сожалению, в последние годы нормативные документы появлялись почти что к моменту окончания приема в вузы, а чтобы абитуриенты могли принимать правильные решения, они должны знать, в каких вузах и при обучении по каким программам дают кредиты, к 1 февраля, то есть к моменту обнародования правил и контрольных цифр приема. И это было бы идеально не только для абитуриентов и их родителей, но и для вузов. Тем более что, как ни парадоксально, есть много примеров, когда университетам не хватает информации об условиях образовательного кредитования, и эта нехватка не может быть преодолена только усилиями университетов — нужна информационная поддержка на уровне Минобрнауки.

Есть еще два вопроса, связанные с перспективами развития образовательного кредитования.

Во-первых, должны существовать специальные институты, работающие с проблемными заемщиками, — студентами, отчисленными из вуза и вынужденными возвращать кредит. Хотя и в зарубежной, и в российской практике таких ситуаций ничтожно мало, об этом все равно нужно задуматься.

Во-вторых, по мере расширения практики образовательного кредитования будут возникать проблемы, связанные с гармонизацией нормативного сопровождения программы и налогового законодательства. Ведь домохозяйства, взяв образовательный кредит, получают доход, поскольку процентная ставка ниже рыночной. Возникает вопрос об уплате налогов, и в перспективе его надо решать.

От имени рабочей группы Сергей Рощин предложил действовать по следующей схеме. На 2013 год внести изменения в действующую нормативную базу в рамках компетенции Минобрнауки, своевременно определив правила игры. А дальше, в расчете на 2014 год, инициировать работу по вопросам, которые требуют изменений в законодательстве или более серьезных решений на уровне российского правительства.

 

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Более 2 тысяч абитуриентов и студентов ВШЭ воспользовались возможностями программы образовательного кредитования с господдержкой в 2019–2021 годах

В январе — сентябре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в 3,2 раза больше абитуриентов и студентов НИУ ВШЭ воспользовались возможностями образовательного кредитования. Значительный рост популярности программы объясняется льготными условиями, установленными правительством РФ в 2020 году, и эффектом низкой базы. Важную роль при этом играют усилия университета по информированию поступающих о параметрах и условиях программы, однако продукт сохраняет высокий потенциал с точки зрения роста востребованности.

Инвестиции в будущее: на каких условиях можно взять кредит для учебы в университете

Сегодня у российских абитуриентов и студентов есть возможность взять образовательный кредит с господдержкой под 3% годовых и другими льготными условиями. Этим инструментом, который позволяет получить качественное высшее образование ребятам, у кого не хватает баллов ЕГЭ или собственных средств на оплату учебы по договору, уже воспользовалось немало студентов Вышки и других вузов.

Правительство РФ установило ставку в 3% годовых по образовательным кредитам

Об этом 24 августа на оперативном совещании объявил премьер-министр Михаил Мишустин. Сейчас ставка составляет примерно 8,5% годовых. Кроме того, правительство скорректировало ряд других положений по данной программе. Новыми условиями могут воспользоваться и те, кто уже взял обркредит.

Брать или не брать: эксперты Вышки узнали, что думают студенты и выпускники университета об образовательных кредитах

Образовательные кредиты с господдержкой помогают получить качественное высшее образование и хорошую работу. Об этом говорят студенты и выпускники Вышки, ставшие участниками исследования, проведенного Институтом прикладных политических исследований, сотрудники которого поделились его итогами с новостной службой портала.

Образовательные кредиты помогут сохранить доступность обучения в вузах в условиях пандемии

Образовательные кредиты с господдержкой способствуют восстановлению миссии высшего образования как системного социального лифта. Такая программа особенно важна сегодня, когда кризис ударил по доходам граждан. Об этом говорили на онлайн-конференции по образовательному кредитованию, организованной Институтом образования ВШЭ.

Опрос ВШЭ выявил слабую осведомленность об образовательном кредите

Только 6% опрошенных россиян знают в деталях о том, что такое образовательные кредиты. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Высшей школой экономики в начале июня. В тоже время, отмечается, что настроения респондентов по отношению к образовательному кредиту скорее позитивные.

«Благодаря образовательному кредиту я могу спокойно учиться»

Высшая школа экономики вошла в число вузов, студенты которых наиболее активно берут образовательные кредиты с господдержкой. Их выдачу летом 2019 года после двухлетнего перерыва возобновил Сбербанк совместно с Минобрнауки России. Новостная служба портала узнала у студентов Вышки, получивших кредит, о его достоинствах и недостатках.

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.