• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стать креативными

28 апреля в Общественной палате РФ обсуждалась роль гражданского общества в модернизации страны. Одним из модераторов секции «Модернизация. Стратегия развития творческого потенциала нации» был ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, с докладом выступил научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин.

Секцию вместе с Ярославом Кузьминовым вел его коллега по Общественной палате РФ — директор Центрального дома художника Василий Бычков. В работе секции приняли участие не только представители системы образования, но и деятели культуры: режиссер Андрей Кончаловский, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, телеведущая Тина Канделаки и другие.

По утверждению Ярослава Кузьминова, обязательное условие модернизации страны — возрастание роли в обществе так называемого «креативного класса». Это невозможно в условиях, когда общеобразовательная школа буквально «убивает» креативное начало в детях. Но школьным образованием проблема не исчерпывается. Те, кто приходят в вузы «с горящими глазами», уже через год становятся такими же, как остальные студенты, то есть учатся только ради оценок. В вузах по всей стране обучается примерно 60% молодых людей, при этом к талантливым себя относят только 25%. В результате большая часть студентов, которые себя талантливыми не считают, негативно влияют на остальных.

В своем докладе «Творческие способности детей: проблемы и пути развития» президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина привела такие данные: в России традиционно считается, что одаренных детей не более 7%, а, например, в Канаде таковыми считаются 70% детей».

В ходе обсуждения этого доклада Ярослав Кузьминов отметил, что «потенциально талантливых детей действительно большинство, но было бы наивно полагать, что все эти таланты можно развить». Даже в развитых странах до 2/3 одаренных детей так и не раскрывают свои способности. И сокращение количества таких ребят — это бесконечное стремление к идеалу. Также, по мнению Кузьминова, «необходимо отходить от понятия креативности только как некой интеллектуальной деятельности». Можно работать руками — например, быть скульптором, или управлять своим телом — быть танцором, и во всех подобных случаях оставаться креативным и талантливым человеком. В сфере искусства талант особенно необходим для успеха.

Тему продолжил своим докладом «Креативность как задача образования» научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин. Он констатировал, что креативность уже перестала быть исключительной характеристикой — ведь постоянно развивается сектор экономики, где от профессионала требуются продуктивные, самостоятельные, нерутинные действия, и это доказывают исследования изменения характера труда. В этом направлении развивается весь мир. Одна из четырех целей образовательной политики Евросоюза — развитие креативности у школьников и студентов. Для европейских учителей креативность уже стала фундаментальным навыком, который они должны прививать детям. Также на встрече с докладом «Предложения по государственной поддержке творческого потенциала нации» выступила директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина.

Участники заседания сошлись на том, что учителю принадлежит ключевая роль в поиске одаренных детей и раскрытии их способностей. Ярослав Кузьминов отметил, что выявление и развитие талантов у ребят — это проблема не финансирования, а квалификации тех, кто с ними работает, поэтому необходимо привлекать в школы талантливых педагогов для выявления одаренных детей.

Андрей Кончаловский подчеркнул, что «проблема поиска талантливых учителей более актуальна, чем проблема поддержки талантливых детей», — ведь без талантливых педагогов не будет талантливых учеников. Василий Бычков заметил, что нехватка талантливых учителей в школах давно ни для кого не секрет и предложил создать социальную сеть для талантливых учителей, где они могли бы общаться между собой и делиться опытом с остальными педагогами: «Нельзя ждать, пока вузы воспитают новое поколение одаренных педагогов, ведь на это могут уйти годы».

Впрочем, директор Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский был настроен более оптимистично, чем коллеги из сферы культуры. Он отметил, что образовательный стандарт нового поколения для начальной школы создает все условия для прихода в школу талантливых учителей, потому что финансируются не только уроки, но и внеурочная, креативная деятельность педагога, которая как раз и позволяет выявить талантливых детей.

В ходе работы секции были предложены различные пути решения проблемы поддержки талантливой молодежи. Ярослав Кузьминов сказал, что «необходимо «привязать» господдержку к студенту, допустим, учредив гранты для победителей олимпиад или для тех, кто хорошо сдал ЕГЭ». Механизм получения такого гранта, конечно, потребует всестороннего обсуждения, чтобы избежать ошибок. По словам Кузьминова, существенной может быть помощь общественных организаций России. Ими уже разработаны две программы — поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и развития творческого потенциала нации, которые заинтересовали президента России. Ректор ГУ-ВШЭ предложил обратить внимание на аналогичные программы в области образования и бороться за придание им статуса президентских для более эффективного контроля за их выполнением.

По мнению Любови Духаниной, наиболее благоприятные условия для обучения талантливых детей есть в учреждениях дополнительного образования. В кружках и в секциях, а также музыкальных и художественных школах дети не стеснены классно-урочной системой и могут максимально реализовать свой потенциал. «Главная проблема в их низкой доступности, — отметила она. — Большинство таких занятий платные». Духанина считает, что необходимо развивать сеть специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при вузах. Сейчас таких центров очень мало, они выпускают около 500 человек в год, что в масштабах страны является ничтожной цифрой.

Тина Канделаки предложила уделять больше внимания популяризации достижений молодежи в России: «Один из последний примеров — московский школьник Андрей Терновский, создавший популярный сайт Chatroulette, которым заинтересовались российские и зарубежные инвесторы».

Директор пермского Музея современного искусства Марат Гельман обратил внимание присутствующих на то, что нельзя ограничиваться поддержкой талантов в пределах школы и вуза. «У каждого одаренного человека должна быть возможность реализовать себя в своем городе — допустим, в Перми, — подчеркнул он. — Надо создать равные условия для всех талантливых людей, чтобы им не приходилось ехать в Москву или в Лондон».

Ярослав Кузьминов предложил подумать также о тех людях искусства, которые уже вышли пенсию: «Сейчас даже очень известные артисты могут на старости лет оказаться без гроша и в одиночестве. Необходимо привлекать их для образовательной и просветительской деятельности». Таким образом, талантливых людей нужно поддерживать с детства и до самой старости, обеспечивая им возможности для самореализации. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, «власть очень быстро реагирует на проблемы, если видит к ним общественный интерес, поэтому надо "разбудить интеллигенцию" и заставить ее говорить о проблеме поддержки талантливой молодежи в России».

Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Видеозапись заседания

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Ректор ВШЭ войдет в новый состав Общественной палаты

Президент РФ Владимир Путин предложил Ярославу Кузьминову войти в очередной состав Общественной палаты. Новые принципы ее формирования предусмотрены законом, подписанным в конце декабря 2013 года.

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ

Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?

27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.

МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»

10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.

МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»

В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента  ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.