• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ берет шефство над образовательным комплексом «Покровский квартал»

28 мая ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета школы № 2095 «Покровский квартал», в развитии которой университет будет участвовать.

Школа № 2095 «Покровский квартал» была создана в мае этого года путем объединения семи школ, шести детских садов и одного учебно-производственного комбината. Все они расположены в центре Москвы в так называемом Покровском квартале — на территории, ограниченной Мясницкой улицей, Садовым кольцом, улицей Воронцово поле и Лубянским проездом. Здесь же расположены 16 корпусов ВШЭ, в том числе здание Института образования в Милютинском переулке.

Цель проекта — не просто создать очередную большую школу, но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов

Проект образовательного комплекса «Покровский квартал» был разработан при участии ВШЭ, и его цель — не просто создать очередную большую школу (в Москве в последние годы это стало обычной практикой), но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов. Научным руководителем комплекса стал ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Вячеслав Лозинг, в прошлом директор школы в Кемеровской области, участник движения педагогов-новаторов конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Вышка давно и много сотрудничает со школами — есть базовые школы, в прошлом году был открыт свой лицей. Суть этой работы, считает Ярослав Кузьминов, не в том, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, а чтобы дать им возможность примерить к себе разные профессии, в том числе не связанные с традиционными школьными предметами, — например, философию, востоковедение, прикладную математику, дизайн. Но поскольку готовиться к поступлению все равно необходимо, лучше это делать в одном месте — в противном случае слишком много времени уходит на поездки к репетиторам или на подготовительные курсы во второй половине дня.

Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга

Теперь же Вышка решила принять участие в формировании школьного комплекса и взять над ним шефство. Это не только организация проекта и участие в его реализации, но и работа со старшеклассниками, а по ряду направлений — и с детьми других возрастов, организация работы кружков, секций в зависимости от интересов детей и их родителей, причем не только на базе университета. Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга. В маленькой школе есть один-два учителя по каждому предмету, здесь же создается большой педагогический коллектив с реальными возможностями профессионального развития.

Если в прежние времена учитель был по определению авторитетом для всех в обществе (хотя бы уж потому, что зачастую был более начитанным и знающим, чем окружающие), то теперь многие родители образованы не хуже, а то и лучше, чем учителя, и это серьезный вызов системе образования, констатирует Ярослав Кузьминов. Реализовать возможности семей в управлении школой можно через управляющий совет, в которой входят работники школы, родители и старшеклассники.

Председатель управляющего совета выполняет в основном представительские функции — проводит заседания раз в квартал, представляет комплекс «во внешней среде», помогает в создании попечительского совета комплекса. Повседневную работу выполняют его заместители, руководители комитетов и комиссий.

Деятельность управляющего совета не должна дублировать работу администрации, при том что, по мнению Ярослава Кузьминова, на сегодня управляющий совет школы № 2095 имеет слишком много полномочий — как в армии в марте 1917 года, когда солдаты голосовали, идти ли в атаку. Поэтому нужно четко разделить полномочия директора, администрации школы и представительской власти. Понятно, что управляющий совет не должен определять размер стимулирующих надбавок учителям, но вполне может предотвратить скандал, если администрация несправедливо «зажимает» хорошего учителя. Нет смысла в «одобряющей демократии», а провозглашение абсолютных полномочий управляющего совета — прямой путь к тому, что он превратится в «автомат для голосования». Поэтому в ближайших планах работы управляющего совета — четкое определение полномочий его комитетов и комиссий.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.

YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков

В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.

«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»

В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.