• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

В 2017 году на образовательной программе «Востоковедение» произошли изменения: студентам, которые поступят в сентябре, предстоит учиться уже не четыре года, а пять лет. С чем связано такое решение  и что нового появится на программе, рассказывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.

 

Алексей Маслов

Что изучает востоковедение

Существует несколько ошибочных представлений о том, чем именно занимается востоковедение. Некоторые полагают, что востоковедение сосредоточено только на восточных языках, другие говорят, что востоковедение исследует современную экономику и политику Востока, а кто-то считает, что востоковедение изучает древний Египет, Месопотамию или древний Китай. Парадокс в том, что востоковедение не является ни одним, ни другим, ни третьим. Это наука, которая изучает, прежде всего, состояние и развитие восточного общества в разные периоды и, опираясь на эту базу,  показывает, какие существуют тенденции в экономике, политике, истории, культуре.

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина. Человек, решивший ею заниматься, с одной стороны, должен блестяще выучить язык и как минимум говорить на нем так, как говорят местные жители, а с другой — разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до региональной экономики и политики.

В России есть сложности с развитием и преподаванием востоковедения прежде всего из-за нехватки профессиональных кадров, а ведь это направление является крайне востребованным и со стороны абитуриентов, и со стороны государства, которое активно развивает отношения со странами Востока. Сегодня аккредитацией по направлению «Востоковедение и африканистика» в стране обладают всего чуть более 20 университетов. Восточные дисциплины иногда преподаются и в рамках «Зарубежного регионоведения» или «Международных отношений», но в таких случаях преподавание предмета получается урезанным.

Пятилетний бакалавриат

На образовательной программе «Востоковедение» за последний год произошел ряд серьезных и важных изменений. Наша программа изучения восточных языков — самая интенсивная в России, но стало понятно, что за 4 года мы не успеваем в полном объеме дать студентам и восточный язык, и остальные предметы. Именно поэтому в 2017 году был разработан новый стандарт обучения и введен пятилетний бакалавриат. Сейчас в мире существует тенденция к сокращению длительности обучения, программы стараются освоить за три года, чтобы поскорее начать работать. Но мы хотим быть честными с нашими студентами и их родителями и говорим, что ни за три, ни, к сожалению, за четыре года полноценным востоковедом стать невозможно. Восток — это особая «область знаний» со своей культурой и политикой. За пять лет мы успеем подготовить выпускников, которые смогут сразу пойти в профессию и работать в государственных организациях, министерствах, в частном бизнесе или СМИ. Но, подчеркну, что это бакалавриат, а не специалитет, поэтому у этих ребят, как и у любых других бакалавров, будет возможность продолжить обучение в магистратуре, в том числе и на англоязычной магистерской программе Школы востоковедения ВШЭ.

Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию

Мы разработали новый базовый учебный план с очень простой и очень жесткой логикой. Согласно этому плану, первый год все востоковеды обучаются самым необходимым предметам — это антропология Востока, история и культура. Со второго курса студенты разделяются на два потока. Первый — «Общество и культура Востока», в рамках которого изучаются  религия, современная и древняя история, искусство и даже кинематограф. Второй поток — «Социально-экономическое развитие Востока», он предусматривает больший упор на экономику. Мы решили в обязательном порядке ввести изучение математики и макроэкономики, так что люди, которые хотят заниматься именно экономикой Востока и использовать эти знания в своем бизнесе, должны понимать, что им придется изучать целый ряд сложных предметов.

По сути многие наши студенты и до этого учились пять лет, потому что после третьего курса отправлялись на стажировку в другую страну, возвращались и учились еще год. Но из-за этого и у студентов, и у Вышки возникали проблемы с оформлением документов, потому что понятие «стажировка» не включено ни в один учебный план. С 2017 года мы предоставляем студентам опцию: на 4 курсе они либо уезжают в страну изучаемого языка, либо остаются здесь, но четвертый год в любом случае почти полностью посвящен изучению языка. Сейчас каждый год на стажировку желают поехать чуть более 30% наших студентов. Мы предполагаем, что в новых условиях их число увеличится до 50-60%. Мы стараемся получить как можно больше стипендий от различных фондов, чтобы студенты учились бесплатно, а тем, кто учится платно, университеты-партнеры ВШЭ предоставляют скидку 30% и более.

На пятом курсе планируется уделять меньше времени языкам, так как акцент будет сделан на изучении современных проблем Востока и написании диплома. Таким образом, мы получаем нормальный, европейский стандарт обучения востоковедению с сохранением лучших российских традиций.

Комплексная подготовка

На мастер-классах я часто рассказываю, почему для продажи самых простых вещей, предположим, в Китай, нужно разбираться не только в цепочках поставок, но и в культуре страны. Есть, казалось бы, простая задача: продать тульский пряник в Китай. Чтобы это сделать, нужно знать ответы на массу вопросов. Приемлем ли вкус тульского пряника для китайцев? Где он понравится больше — на севере или на юге страны? Штамп на прянике должен быть на русском или на китайском языке? А упаковка должна быть красная или зеленая? Как надо себя вести во время переговоров? С кем договариваться о поставках: со сбытовой сетью или, может быть, с парткомом? Возникает целый слой культурных проблем, с которыми не сталкиваешься при поставке товаров на Запад. Именно из-за незнания культурной специфики проваливаются очень многие хорошие российские инициативы на Востоке.

Еще со времен Советского Союза востоковедение пытаются рассматривать как очень узкую дисциплину, потому что в рамках нее человек сразу выбирает, литературовед он или политолог. С одной стороны, определиться со специализацией с самого начала очень полезно, но от 17-18-летнего студента трудно этого требовать. У нас учились люди, которые начинали заниматься экономикой Востока, а потом понимали, что им на самом деле интереснее культура или религия. Поэтому мы считаем, что наша задача — подготовить комплексного востоковеда, который, с одной стороны, специализируется на одной из дисциплин, например, на культуре Востока, но в то же время ориентируется и в экономических, и в политических тенденциях. Мы стараемся дать всестороннее образование и не обманываем людей, говоря, что знание китайского или японского языка — это уже востоковедение, потому что язык — это всего лишь инструмент для понимания общих восточных тенденций.

Иностранные языки

Высшая школа экономики — единственный университет в России, который гарантирует, что при поступлении на программу «Востоковедение» студент будет изучать именно тот восточный язык, который выберет сам. В других вузах бывают ситуации, когда человек целенаправленно поступает на одно региональное направление, а в зависимости от набора может получить совсем другое. Конечно, мы идем на риск, потому что до последнего момента неясно, сколько людей на какой язык пойдет, и мы должны уметь предсказывать эти волны, которые часто нельзя объяснить рациональными причинами.

Наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет

Сегодня студент может выбрать для изучения один из четырех языков: китайский, японский, корейский или арабский. Пятилетний бакалавриат дает нам возможность вводить второй восточный язык как опцию. Теоретически это можно было бы сделать и раньше, но нагрузка распределялась так, что был большой риск не выучить как следует ни один, ни тем более два языка. Нельзя забывать и о том, что наши абитуриенты должны кроме всего прочего хорошо владеть английским языком.

Перспективным сейчас является изучение Турции и стран Юго-Восточной Азии, есть большой интерес к языку фарси и персидскому направлению, а так же к Индии, хотя внутри этой страны очень много языков. В ближайшей перспективе мы рассматриваем возможности открыть как минимум одно из этих направлений.

Международное сотрудничество

Важной частью нашей образовательной программы является партнерство с другими университетами. Все студенты после окончания первого курса едут на летние школы в страны изучаемого языка. Мы сотрудничаем с Городским университетом Гонконга, Университетом Акита в Японии, Шанхайским и Даляньским университетами. Благодаря усилиям международного отдела Вышки были заключены новые договоры с Индонезией и Монголией, а в декабре был подписан протокол с Мальтой о потенциальном развитии совместных программ, в том числе и по востоковедению.

Одним из важных совместных проектов Школы востоковедения и международного отдела ВШЭ является разработка раздела портала Вышки на китайском языке. Он действительно написан по-китайски, а не просто с помощью китайских иероглифов, и в этом заключается его главное отличие от аналогичных разделов в других университетах.

Взгляд в будущее

Так называемая политика поворота на Восток была объявлена в России в 2014 году, а фидбэк мы получили только в 2016 году, когда прием составил 230 человек и стал самым большим в России. Я полагаю, что этот интерес продержится еще какое-то время. Пока еще ощущается явная нехватка профессиональных востоковедов в крупных министерствах и ведомствах, а также в средствах массовой информации, где о Востоке пишут с большими ошибками.

Можно сказать, что сейчас массового интереса к России на Востоке нет, и одна из наших задач — пробуждать этот интерес. Нужно понимать, что Восток очень разный и неоднородный. Например, выпускники советских вузов на Ближнем Востоке формируют свои ассоциации и пытаются как-то развивать с Россией экономические отношения. А вот приток китайских студентов в Россию сейчас упал. Это, на мой взгляд, связано с некоторыми ошибками российской образовательной политики, а также с очень большим количеством стипендиальных программ, которые предлагают новозеландские, британские и канадские вузы. Несмотря на падение студенческого интереса, в Китае, Японии и Южной Корее увеличилось количество изучающих Россию аналитических центров.

Средства массовой информации Востока представляют собой очень замкнутую систему. В Китае, например, нет ни Фейсбука, ни ВКонтакте, и вести работу приходится в китайской среде интернета, обладающей своим собственным, не похожим ни на что языком. Новое поколение востоковедов должно, в том числе, уметь работать в этих новых условиях и владеть этим языком. Того Востока, который мы изучали в 80-х годах, уже нет, и наша задача — работать на опережение и предполагать, каким Восток будет не через год, а через 5-10 лет.

Общеуниверситетский День открытых дверей, на котором можно узнать про образовательную программу «Востоковедение», состоится 19 февраля.

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.

Японский театр, танцы и каллиграфия: как прошел День востоковеда — 2022

День востоковеда — Oriental Crazy Day — традиционный праздник школы востоковедения, который проводится в Вышке уже восемь лет. На этот раз студенты-востоковеды учили гостей китайской каллиграфии, арабской вязи, йеменским танцам и оригами. А еще знакомили с театром кабуки и традиционными японскими барабанами.