Готовить работы на конкурс «Высший пилотаж» стоит начинать уже сегодня
В 2016/2017 учебном году для учеников 9–11 классов снова будет проведен конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», победители и призеры которого получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в ВШЭ. Регистрация участников конкурса начнется 12 декабря, но приступать к подготовке работ рекомендуется уже сейчас.
Главная задача конкурса «Высший пилотаж» — развитие творческих способностей школьников, формирование у них интереса к проектной и исследовательской деятельности и необходимых для нее компетенций.
Участникам конкурса и их наставникам важно понимать, что проектная работа — это некий продукт, созданный для изменения конкретной ситуации с учетом приобретенных в школе знаний. Исследовательская работа — это получение новых знаний с учетом уже имеющихся (более подробное описание различий проекта и исследования есть в материалах конкурса). Умение проводить исследования и реализовывать проекты важно для учебы не только в школе, но и в вузе, а также, конечно, в дальнейшей работе.
Как это было?
В прошлом году конкурс «Высший пилотаж» был проведен впервые. В нем приняли участие около 350 человек из 45 регионов России и стран СНГ, 173 прошли на очный тур, 57 стали победителями и призерами.
В числе лучших работ, представленных на конкурс, были, например, проекты по созданию спортивно-оздоровительного комплекса, компании, занимающейся организацией жилого пространства (направление «предпринимательство»), проекты изменений в законодательство о медицинском страховании работающих в России иностранцев, о противодействии коррупции (направление «право»). А победитель по направлению «философия» провел исследование, в котором рассмотрел образ Бэтмена как правителя Готэма в контексте взглядов Карла Шмидта, Джорджо Агамбена и других философов.
Из числа зарегистрировавшихся на конкурс в прошлом году 193 человека поступили в ВШЭ, из числа победителей и призеров финального этапа — 41 человек, и это очень большая доля. По мнению членов экспертных комиссий, уровень работ, вышедших в финал, был достаточно высок, участники были заинтересованы, мотивированы, были готовы защищать свои работы и выслушивать критические замечания.
Как это будет?
В этом году конкурс «Высший пилотаж» проводится по 19 направлениям.
По 13 из них (бизнес-информатика, востоковедение, культурология, лингвистика, медиакоммуникации, право, предпринимательство, психология, реклама и связи с общественностью, социология, технические и инженерные науки, философия, экономика) конкурс проводится в два этапа. Первый (заочный) этап продлится с 12 декабря 2016 года по 6 марта 2017 года. В течение этого периода участники конкурса должны загрузить свои работы в личный кабинет. Их оценят эксперты, и авторы лучших работ будут приглашены в апреле в Москву на второй (очный) этап, где им предстоит защитить результаты своего исследования или свой проект перед экспертной комиссией.
По направлению «дизайн» очный этап не предусмотрен. Эксперты оценят работы (срок из загрузки в личный кабинет — не позднее 31 марта 2017 года) и при необходимости пригласят авторов некоторых из них на собеседование по скайпу.
Еще по 5 направлениям — математике, физике, биологии, химии, компьютерным наукам — «Высший пилотаж» пройдет в формате конкурса-конференции «Intel-Авангард». Конференция имеет давнюю историю, посвящена аналитическим, качественным и экспериментальным методам в решении естественнонаучных задач, ее поддерживает компания Intel. Начиная с этого года конкурс-конференция будет проводиться Московским химическим лицеем совместно с Высшей школой экономики в рамках конкурса «Высший пилотаж». Те, кто собираются участвовать в «Высшем пилотаже» по одному из этих пяти направлений, должны представить работы до 6 февраля 2017 года. Приглашение на участие в конкурсе-конференции получат только авторы наиболее содержательных исследований. Конференция пройдет в Подмосковье в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» с 23 по 26 февраля.
Не откладывать на завтра
Работа над проектом или исследованием требует кропотливого труда в течение длительного времени, поэтому, чтобы в начале 2017 года представить работу на суд экспертов, стоит приступить к ней уже сейчас, советует директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
Обучающие материалы, требования к структуре и оформлению работ можно найти в разделе «Материалы для подготовки» и «Видеоматериалы для подготовки». На сайте есть ссылки на внешние ресурсы, которые могут пригодиться при подготовке работы, а на страницах ряда направлений можно посмотреть записи вебинаров прошлого и нынешнего учебного года. Также предлагается принять участие в текущих вебинарах (посмотреть расписание и зарегистрироваться можно здесь) и
Конкурс «Высший пилотаж» позволяет сделать первые шаги в «большой» науке и получить профессиональную оценку своей работы, он дает опыт публичных выступлений, готовит школьников к серьезной исследовательской работе, отмечает Тамара Протасевич. Кроме того, победители и призеры конкурса из числа 11-классников могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВШЭ: победители — 4 балла, призеры — 3 балла.
Протасевич Тамара Анатольевна
Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Вам также может быть интересно:
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября
Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке
Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.
YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков
В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.
«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»
В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.
«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»
В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.
«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.