• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа кросс-культурного менеджмента

«Менеджмент на развивающихся рынках: тенденции и стратегии» — такой была тема международной летней школы, проводившейся на факультете менеджмента ВШЭ. О работе школы рассказывают ее организатор, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Ирина Волкова, а также ее участники.

Ирина Волкова
Ирина Волкова
— Ирина Олеговна, как отмечалось еще в анонсе летней школы, она проводится в не совсем привычном формате. Что под этим имелось в виду, кроме того, что рабочим языком школы был английский?

— Организуя эту летнюю школу, мы решили использовать формат, хорошо знакомый нашим коллегам из зарубежных школ бизнеса и менеджмента. Такие школы проводят все наши основные университеты-партнеры. Поскольку наша школа была ориентирована как на студентов зарубежных магистратур и старших курсов бакалавриата, так и на студентов нашей собственной магистратуры, то и назначение школы было двойное. Приезжающим в Россию зарубежным студентам она дала возможность погрузиться в культурную и экономическую среду принимающей страны, собрать материал для будущей диссертации и одновременно принять участие в тренинге с индивидуальными и групповыми заданиями, защитой проектов, оценками и кредитами.

Для российских студентов школа была фактически серией так называемых case research. Кроме того, они могли приобрести очень ценный для менеджеров опыт совместной аналитической работы в интернациональных командах. Именно этот — интернациональный, кросс-культурный аспект — главный в работе школы. Учебный процесс был построен в основном на результатах исследований, ведущихся на факультете, а не на базовых учебных программах. При отборе студентов мы также отдавали предпочтение участникам, имеющим опыт соответствующих исследований.

— Насколько востребован подобный формат школ? В чем заключаются его преимущества?

— Для Вышки наша школа нетипична. Это не научный семинар, а, скорее, исследовательский тренинг для ее участников. Мы не ставили задачу собрать научных работников, поэтому результат работы школы надо оценивать не в сформулированных концепциях или предложенных моделях, а в приобретенных участниками опыте и компетенциях. Я бы выделила два основных преимущества нашей школы. Во-первых, в ней участвуют интереснейшие лекторы-исследователи. Во-вторых, на ней разбираются совершенно практические кейсы, представленные инсайдерами — владельцами и ведущими сотрудниками компаний.

— Сколько участников, преподавателей и экспертов приехало на школу?

— Могу назвать даже точные цифры. В школе участвовали 15 студентов, 16 преподавателей и исследователей и представители 5 компаний, работающих на развивающихся рынках. В плане географического охвата нам удалось «задействовать» четыре страны — Россию, США, Украину и Молдову. Что касается Вышки, то она была представлена студентами и сотрудниками двух кампусов — московского и нижегородского.

— Если оттолкнуться от самого названия летней школы, были ли кем-то из докладчиков сформулированы особенности менеджмента в российских условиях?

— Вы употребили характерный термин — «докладчики». Как таковых, докладчиков на школе не было. Были наши ведущие профессора и исследователи, которые выступали, прежде всего, в роли организаторов совместной работы участников из четырех стран. Они, разумеется, говорили об особенностях маркетинга, подбора и стимулирования персонала в российских компаниях, основываясь на материалах собственных исследований. Были представители бизнеса, которые делились своим практическим опытом отечественного менеджмента. Какие рынки можно считать развитыми, а какие — развивающимися, как действовать на них, — все это интереснейшие вопросы, ответы на которые дают исследования, в том числе проводимые на нашем факультете и представленные на летней школе.

— С кем вам как организатору труднее и интереснее было работать на школе — с российскими или иностранными участниками? Нашли ли они между собой общий язык?

— Пожалуй, в равной степени было непросто и с одними, и с другими. Понять проблему компании из чужой страны, собрать информацию, разработать варианты действий, принять совместное решение людям разных культур и языков — нелегкое дело. Но это и есть современный бизнес.

 

Своими впечатлениями о школе делятся и ее участники.

 

Андреас Эддисон, Университет Ричмонда (США):

— Программа летней школы была очень интересной и полезной, она представляла структурированный взгляд на русский бизнес, сопровождая его примерами практик управления и методов ведения бизнеса. Думаю, что благодаря услышанному мне удалось в полной мере сформировать понимание условий и принципов функционирования бизнеса в России. Я испытывал серьезные трудности при использовании тех знаний и результатов исследований, которые я получил в США, применительно к развивающимся рынкам. Эти попытки не всегда были успешны, но в плане приобретения новых знаний и компетенций это было чрезвычайно полезно. Не менее полезным и интересным был и кросс-культурный опыт обучения.

 

Евгений Цаплин, студент 2-го курса магистерской программы «Маркетинговые коммуникации» факультета менеджмента ВШЭ:

— Мне, да и, наверное, всем остальным участникам, летняя школа помогла лучше понять специфику развивающихся рынков и механизмов взаимодействия с иностранными партнерами. Несомненным преимуществом школы было то, что все занятия носили практический характер — мы решали кейсы, предоставленные сотрудниками успешных компаний. Фактически это был benchmarkingи best practice. Для меня как для руководителя организации это ценный опыт, который я буду использовать в бизнесе. Я очень рад, что в школе участвовали студенты из разных стран. Было интересно познакомиться с новыми людьми, обменяться знаниями и взглядами на мировые экономические, политические и социальные процессы. Программа была построена настолько эффективно, что материал легко усваивался. А вторая неделя летней школы проходила в Истре, и там нас ждали не только занятия, но и отличная вечерняя программа. Мы организовывали пикники, играли в футбол, – и все это на берегу Истринского водохранилища. Так что время, проведенное в летней школе, – это время, проведенное с пользой и удовольствием.

 

Игорь Стадник, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.