• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа кросс-культурного менеджмента

«Менеджмент на развивающихся рынках: тенденции и стратегии» — такой была тема международной летней школы, проводившейся на факультете менеджмента ВШЭ. О работе школы рассказывают ее организатор, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Ирина Волкова, а также ее участники.

Ирина Волкова
Ирина Волкова
— Ирина Олеговна, как отмечалось еще в анонсе летней школы, она проводится в не совсем привычном формате. Что под этим имелось в виду, кроме того, что рабочим языком школы был английский?

— Организуя эту летнюю школу, мы решили использовать формат, хорошо знакомый нашим коллегам из зарубежных школ бизнеса и менеджмента. Такие школы проводят все наши основные университеты-партнеры. Поскольку наша школа была ориентирована как на студентов зарубежных магистратур и старших курсов бакалавриата, так и на студентов нашей собственной магистратуры, то и назначение школы было двойное. Приезжающим в Россию зарубежным студентам она дала возможность погрузиться в культурную и экономическую среду принимающей страны, собрать материал для будущей диссертации и одновременно принять участие в тренинге с индивидуальными и групповыми заданиями, защитой проектов, оценками и кредитами.

Для российских студентов школа была фактически серией так называемых case research. Кроме того, они могли приобрести очень ценный для менеджеров опыт совместной аналитической работы в интернациональных командах. Именно этот — интернациональный, кросс-культурный аспект — главный в работе школы. Учебный процесс был построен в основном на результатах исследований, ведущихся на факультете, а не на базовых учебных программах. При отборе студентов мы также отдавали предпочтение участникам, имеющим опыт соответствующих исследований.

— Насколько востребован подобный формат школ? В чем заключаются его преимущества?

— Для Вышки наша школа нетипична. Это не научный семинар, а, скорее, исследовательский тренинг для ее участников. Мы не ставили задачу собрать научных работников, поэтому результат работы школы надо оценивать не в сформулированных концепциях или предложенных моделях, а в приобретенных участниками опыте и компетенциях. Я бы выделила два основных преимущества нашей школы. Во-первых, в ней участвуют интереснейшие лекторы-исследователи. Во-вторых, на ней разбираются совершенно практические кейсы, представленные инсайдерами — владельцами и ведущими сотрудниками компаний.

— Сколько участников, преподавателей и экспертов приехало на школу?

— Могу назвать даже точные цифры. В школе участвовали 15 студентов, 16 преподавателей и исследователей и представители 5 компаний, работающих на развивающихся рынках. В плане географического охвата нам удалось «задействовать» четыре страны — Россию, США, Украину и Молдову. Что касается Вышки, то она была представлена студентами и сотрудниками двух кампусов — московского и нижегородского.

— Если оттолкнуться от самого названия летней школы, были ли кем-то из докладчиков сформулированы особенности менеджмента в российских условиях?

— Вы употребили характерный термин — «докладчики». Как таковых, докладчиков на школе не было. Были наши ведущие профессора и исследователи, которые выступали, прежде всего, в роли организаторов совместной работы участников из четырех стран. Они, разумеется, говорили об особенностях маркетинга, подбора и стимулирования персонала в российских компаниях, основываясь на материалах собственных исследований. Были представители бизнеса, которые делились своим практическим опытом отечественного менеджмента. Какие рынки можно считать развитыми, а какие — развивающимися, как действовать на них, — все это интереснейшие вопросы, ответы на которые дают исследования, в том числе проводимые на нашем факультете и представленные на летней школе.

— С кем вам как организатору труднее и интереснее было работать на школе — с российскими или иностранными участниками? Нашли ли они между собой общий язык?

— Пожалуй, в равной степени было непросто и с одними, и с другими. Понять проблему компании из чужой страны, собрать информацию, разработать варианты действий, принять совместное решение людям разных культур и языков — нелегкое дело. Но это и есть современный бизнес.

 

Своими впечатлениями о школе делятся и ее участники.

 

Андреас Эддисон, Университет Ричмонда (США):

— Программа летней школы была очень интересной и полезной, она представляла структурированный взгляд на русский бизнес, сопровождая его примерами практик управления и методов ведения бизнеса. Думаю, что благодаря услышанному мне удалось в полной мере сформировать понимание условий и принципов функционирования бизнеса в России. Я испытывал серьезные трудности при использовании тех знаний и результатов исследований, которые я получил в США, применительно к развивающимся рынкам. Эти попытки не всегда были успешны, но в плане приобретения новых знаний и компетенций это было чрезвычайно полезно. Не менее полезным и интересным был и кросс-культурный опыт обучения.

 

Евгений Цаплин, студент 2-го курса магистерской программы «Маркетинговые коммуникации» факультета менеджмента ВШЭ:

— Мне, да и, наверное, всем остальным участникам, летняя школа помогла лучше понять специфику развивающихся рынков и механизмов взаимодействия с иностранными партнерами. Несомненным преимуществом школы было то, что все занятия носили практический характер — мы решали кейсы, предоставленные сотрудниками успешных компаний. Фактически это был benchmarkingи best practice. Для меня как для руководителя организации это ценный опыт, который я буду использовать в бизнесе. Я очень рад, что в школе участвовали студенты из разных стран. Было интересно познакомиться с новыми людьми, обменяться знаниями и взглядами на мировые экономические, политические и социальные процессы. Программа была построена настолько эффективно, что материал легко усваивался. А вторая неделя летней школы проходила в Истре, и там нас ждали не только занятия, но и отличная вечерняя программа. Мы организовывали пикники, играли в футбол, – и все это на берегу Истринского водохранилища. Так что время, проведенное в летней школе, – это время, проведенное с пользой и удовольствием.

 

Игорь Стадник, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.