?
Развитие московского психологического института и изучение в нем рефлексии
Практическая психология и социальная работа. 2013. № 4. С. 12-17.
Semenov I. N.
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 3-6
В статье обозначены основные направления современной психологии рефлексии, выделяются конструктивные прецеденты ее изучения в историко-научном, философско-методологическом, теоретико-экспериментальном и практико-прикладном аспектах, а также характеризуются подходы ряда и следователей рефлексивности – В.Г. Аникиной, Г.И.Давыдовой, В.А.Петровского, И.Н.Семенова и особенно В.А.Лефеврра как одного из основоположников рефлексивных наук ...
Added: October 22, 2013
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2017 № 2 С. 3-28
В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также ...
Added: November 13, 2017
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Zapekina V., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 3
The article presents a theoretical model, an author's research methodology and the results of a psychological study of the relationship of an individual to the close Other. A new approach is proposed to solve the problem of developing this relationship in the direction of its reflection and dialogical nature. A model of the genesis of ...
Added: September 6, 2018
Semenov I. N., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Added: December 20, 2014
Leontiev D., Osin E. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 4 С. 110-135
We analyze the problem of the role of reflective processes in self-regulation and explain the diversity of existing opinions by introducing a model of reflective processes that differentiates their positive (systemic reflection) and negative varieties (quasi-reflection, introspection). The model was operationalized in a new instrument, 30-item Differential Test of Reflection (DTR) with scales of systemic ...
Added: December 24, 2014
М. : Когито-центр, 2015
В последние десятилетия в науке происходят принципиальные изменения, связанные, согласно В.С.Степину, со становлением постнеклассического этапа ее развития. Не принимая во внимание этих изменений, мы рискуем упустить из виду принципиальные изменения в науках об управлении. В этой связи в центр внимания X международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» поставлены актуальные проблемы рефлексивных исследований в контексте постнеклассической ...
Added: November 26, 2015
Люк Х., М., Штутгарт : W. Kohlhammer, 2012
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического ...
Added: June 1, 2013
Leontiev D., Аверина А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 2(16)
The paper discusses the phenomenon of self-reflection as a philosophical issue, as an object of psychological investigation and as a characteristic of human existence. The paper is focused on the problem of ambivalence of self-reflective processes. Some studies highlight the connection of self-reflection with depression, neuroticism and pessimism while other works underline the positive role ...
Added: May 29, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Added: October 20, 2015
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № №3 С. 35-49
Данное исследование выполнено в контексте общей персонологии как интегрального направления современной психологии личности. Расширенный контекст персонологического исследования позволил акцентировать те аспекты Я-неизвестного, которые не представлены в классических психоаналитических, когнитивных, нарративных, поведенческих подходах к личности. Автором предлагается способ решения поставленной проблемы, состоящий, во-первых, в выборе тех психологических моделей «Я», где Я-неизвестное приобретает множество определений и потенциалов ...
Added: September 6, 2018
Shadrikov V., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 1 С. 5-19
Системное определение предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека. О реальности последнего говорят повседневный опыт и факты экспериментов с электрическим раздражением глубинных структур мозга. В статье анализируется зарождение и развитие внутреннего мира у ребенка. Рассматривается репрезентация внешнего мира во внутреннем. Утверждается тезис о тождественности понятий внутреннего мира и души человека. Формулируются ...
Added: January 14, 2014
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Zavershneva E., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
В тексте, который представляет собой окончание статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала (Вопр. психол. № 1. С. 132-145), рассматриваются заметки Л.С. Выготского, датируемые 1931-1934 гг. ...
Added: October 24, 2019
Леля А. А., Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Added: October 9, 2017
Izmagurova V., Коммуникология 2015 Т. 3 № 4 С. 31-44
Проблема развития сознания актуальна на протяжении всей истории человечества, в силу ее активного влияния на уровень и качество жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Социальное взаимодействие, в психологическом контексте, основано на сходной или различной картине мира взаимодействующих субъектов. Различие картины мира может выступать источником конструктивного или деструктивного взаимодействия. Социальное взаимодействие предполагает ...
Added: September 27, 2018
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Added: September 28, 2017
Starovoytenko E. B., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
The paper discusses the problem of personality development in its reflexive aspect and realization of its capacities within relationship with another person. Methodological bases of the study are psychology of personality, ontology and philosophy of life, existential philosophy; philosophy of language, phenomenology. Being a part of "general personology", a new area of psychological science, the ...
Added: November 16, 2013
Paukova A., Московское научное обозрение 2011 № 9 С. 63-69
The article focuses on a problem of relationship between concepts of an event and a meaning. Ways of conceptualization of an event in some theories of historiography and literary criticism are considered. Based on the analysis, semantic architectonics of an event which contains «outer», «inner» and reflexive aspects is proposed. ...
Added: February 5, 2012
М. : НИИ ОПП АПН СССР, 1978
Added: March 29, 2013
Zavershneva E., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Added: October 4, 2019
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 24-45
В статье ставятся и обсуждаются методологические проблемы этимологического анализа такой важной, но недостаточно изученной высшей психологической функции, как рефлексия. Реконструируется история проникновения этого латинского термина в русскую словесность (литературу, философию) и схематизируется периодизация развития значений понятия «рефлексия» в отечественной психологии. При этом этимология рефлексии трактуется в качестве методологического средства построения онтологических представлений о категоризируемой ею ...
Added: October 22, 2013
Molchanova O. N., Vasilevskaya E., Культурно-историческая психология 2013 № 1 С. 52-60
The paper illuminates psychological features of the period of youth in various social historical contexts. It compares the individual youth experiences of two different eras: 1925—1927 and 2011—2012. The study employed the autobiographical notes method, an openended questionnaire for identifying retrospective youth experiences that was used by M.M. Rubinstein in his sample in 1925—1927. The ...
Added: October 31, 2013
Semenov I. N., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Added: December 28, 2016