?
“Братья Карамазовы” Ф. Достоевского
M. :
Художественная литература, 1983.
Language:
Russian
Keywords: Федор Достоевский
Kantor V., Философские науки 2010 № 3 С. 117-124
Статья является эпилогом книги «Судить Божью тварь». Пророческий пафос Достоевского: Очерки, которая посвящена творчеству Ф. М. Достоевского в несколько неожиданном аспекте. Автор рассматривает романы писателя как высказывание своего рода библейского пророка, посланца Бога, обличающего пороки и недостатки своих современников. Достоевского пугала судьба страны, которая порой казалась ему (особенно в «Бесах») оставленной Богом, страны, где торжествует ...
Added: October 12, 2012
Obraztsov A., Gaida I., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 72/HUM/2014.
The paper outlines the life and works of the prominent Russian orientalist and rightist conservative statesman Grigoryev, the founder of Europe's first department of Oriental history, the president of 3rd International Symposium of Orientalists (St. Petersburg 1876). Grigoryev was not only a world-renowned scholar but also a top imperial bureaucrat of colonial type. In 1854-1862 ...
Added: October 27, 2014
Luks L., Философические письма. Русско-европейский диалог 2019 Т. 2 № 3 С. 84-101
Russian emigrants, who left their country after victory of the Bolshevik Revolution, witnessed the first-ever attempt to turn a totalitarian utopia into reality. Many of them realized that the events of 1917 were only the first act of the pan-European tragedy and tried to warn the public of their host countries about the impending catastrophe, ...
Added: October 5, 2021
Kantor V., Человек 2017 № 1 С. 37-45
Added: April 30, 2017
Kantor V., Гефтер 2016 № 16.09.2016
Тема теодицеи после Достоевского стала одной из ключевых тем русской мысли. В его романах мы находим спор человеческого сегодня с временем Бога, которое, строго говоря, и не совсем вечность, но длящееся сегодня, вбирающее в себя все времена, прошедшее и будущее. Отсюда, полагал Камю, идет бунт Достоевского. Бунт героя в романе — не призыв к тотальному ...
Added: September 26, 2016
Kantor V., Вопросы литературы 2014 № 5 С. 25-61
Достоевский жил в пространстве классики, и в еготворчестве жили Гомер — который дал, по мысли Достоевского, организацию миру древнему, как Христос — новому, Данте, Шекспир, Шиллер, Гете, Бальзак, Пушкин. Он не всегда писал о них, но внутренние переклички смыслов постоянны. Это были ориентиры Достоевского. Впервые точно оценил соотношение Достоевского и Бальзака как культурфилософское Бердяев. По ...
Added: October 23, 2014
Khachaturyan L., Имагология и компаративистика 2021 № 16 С. 115-128
В статье анализируются дневниковые записи и графика из рабочих тетрадей Ф.М. Достоевского второй половины 1860–1870-х гг. Выявляются коммуникативные особенности личных записей и ранних редакций художественного текста, рассматривается вопрос о жанровой природе «Дневника писателя». ...
Added: January 27, 2022
Lekmanov O., В кн. : Девятая международная школа по русской литературе. Статьи и материалы. : СПб. : ИПЦ СПбГУТД, 2013. С. 87-91.
В статье роман Ф. Достоевского "Идиот" сопоставляется с его экранизацией японским режиссером А. Куросавой. ...
Added: November 18, 2013
Luks L., Историческая экспертиза 2020
The 60-s and 70-s of the 19th century were in Europe an era of the triumph of liberal values, an era of a powerful modernization process that also embraced the conservative monarchies of Central and Eastern Europe. This process also extended to the Russian Empire, where after the defeat in the Crimean war, grandiose reforms ...
Added: September 26, 2020
Kantor V., Venice : Amos Edizioni, 2015
Nella cultura universale di tanto in tanto appaiono intelletti che in un modo o nell’altro predicono i futuri cataclismi storici. Quando tali cataclismi si avverano, e persino quando sono passati, l’interesse per il fenomeno della profezia non diminuisce, in quanto essa coglie, di norma, quei tratti essenziali del fenomeno che si stemperano nei dettagli reali ...
Added: September 19, 2015
Shcheina Y., Философические письма. Русско-европейский диалог 2020
The article is devoted to the conversion around works of F. M. Dostoevsky which took place among Czech intellectuals, among whom there were a lot of immigrants from Russia. In this context, the example of Alfred Ludwigovich Bem is indicative. The article reveals main reasons for the interest in Dostoevsky in Czechoslovakia. An important role ...
Added: October 31, 2020
Kantor V., Гефтер 2016 № 09.11.2016 С. 1-10
Когда говорят об оценке Степуном творчества Достоевского, то обращаются прежде всего к двум его последним статьям («“Бесы” и большевистская революция», 1957, и «Миросозерцание Достоевского», 1962) либо к рассуждениям в его мемуарах. Между тем первый текст Степуна о Достоевском («О “Бесах” Достоевского и письмах Максима Горького», 1913) вышел в удивительное, я бы сказал, ключевое время (накануне ...
Added: November 24, 2016
Tokarev D., Revue des etudes slaves 2021 Vol. 92 No. 3-4 P. 599-614
The article focuses on the place occupied by one of the heroes of Demons, Alexei Kirillov, in the philosophical reflections of Alexandre Kojève and Albert Camus. While making only a few brief allusions to Kirillov during his seminar on Hegel at E.P.H.E. in 1934-1935, Kojève analyzes the “logical suicide” of this Dostoevskian character as a major argument in ...
Added: October 29, 2021
Kantor V., Философские науки 2014 № 4 С. 53-64
Теодицея и антроподицея, которую Бердяев находит у Достоевского, применима только к личности. Достоевский показал, что безграничная свобода личности приводит к безграничному деспотизму, т.е. абсолютному общественному злу. Но дело в том, что здесь происходит некая словесно-идейная подмена, понятие свободы в ее безграничности по сути дела оказывается своеволием, произволом, который прямо противоположен свободе. Позже он понял, что ...
Added: October 23, 2014
Dobrohotov A. L., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2010 № 4(32) С. 75-87
Анализируя книгу Вяч. Иванова "Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика", автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место "понерологии" Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер - Ариман - Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры. ...
Added: October 26, 2012
Obraztsov A., Самсонова (Гайда) И. В., В кн. : Вопросы тюркской филологии. Вып. ХI: Материалы Дмитриевских чтений.: М. : ООО "Издательство МБА", 2016. С. 233-258.
The article is dedicated to a prominent Russian orientalist and rightist conservative statesman V.V. Grigoryev, the founder of Europe's first department of Oriental history, the president of III Internation Syal Sympossium of Orientalists (St. Petersburg 1876). ...
Added: November 11, 2016
Mikhailovsky A., , in : Über den Schmerz. Jünger Debatte Band 6. Vol. 6.: Frankfurt am Main : Vittorio Klostermann, 2023. Ch. 6. P. 83-100.
Added: April 29, 2023
Kantor V., Russian Studies in Philosophy 2012 Vol. 50 No. 3 P. 10-23
The author analyzes Dostoevsky's ideas about confession and theodicy and shows how they were influenced by Vladimir Solov'ev and St. Augustine ...
Added: March 19, 2013