?
Психологическое знание: стадии исследовательского процесса
Editor-in-chief: Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., А. В. Юревич
Dvoinin A., В кн. : Психологическое знание: стадии исследовательского процесса. : М. : Институт психологии РАН, 2023. С. 392-420.
В статье рассматривается процесс развития естественно-научных взглядов в психологии религии. Выделяются ключевые стадии их развития, а также дисциплинарные и междисицплинарные направления, в русле которых естественно-научные взгляды получили свое оформление в психологии религии. ...
Added: November 1, 2022
М. : Институт психологии РАН, 2021
В книге обсуждаются наиболее сложные вопросы систематизации и строения психологического знания. Рассмотрены такие проблемы, как роль дискуссии в построении психологического знания, феномен его индоктринации, возможности его интеграции и т.д. Рассуждения авторов сгруппированы в три раздела: методологические проблемы психологического знания, пути его построения и некоторые источники. Книга предназначена для всех, кто интересуется методологическими проблемами психологии. ...
Added: September 30, 2021
Кольцова В. А., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 46-55
Historism of scientific conception of S.L. Rubinstein which is the premise for the universality and fundamentality of scientist's ideas is grounded. Rubinstein's contribution to domestic history of psychology formation, to its principles, means of positive analysis and constructive critique of psychological approaches as well as its philosophic -methodological grounds forming is revealed. Based on Rubinstein's ...
Added: April 15, 2013
М. : Институт психологии РАН, 2011
Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ ...
Added: March 19, 2013
Poddiakov A., Вальсинер Я., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2005 Т. 2 № 1 С. 102-111
Комментируется статья В.М. Аллахвердова "Блеск и нищета эмпирической психологии". Разрабатывается понятие общего методологического цикла, где теоретическая и эмпирическая, дедуктивная и индуктивная стороны познания объединены в одно целое. Анализируются различия эмпирической и псевдоэмпирической науки. Обсуждаются проблемы полноты и непротиворечивости эмпирических описаний и теоретических интерпретаций, использования качественных и количественных методов в психологических исследованиях и проекция этих проблем ...
Added: January 14, 2014
М. : Институт психологии РАН, 2011
Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ ...
Added: February 14, 2013
Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2020
Сборник статей, посвященный 85-летию выдающегося психолога, профессора Новикова В.В. и 50-летию факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, представляет обзор теоретических работ по методологии психологии.
Сборник адресован психологам, студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии вузов, специалистам в области психологической работы с населением. ...
Added: May 19, 2020
М. : Институт психологии РАН, 2018
В книге рассматриваются актуальные проблемы развития психологического знания. В фокусе внимания авторов общее состояние и основные характеристики психологического знания, тенденции и перспективы его развития, типы знания в конкретных областях психологии. В процессе анализа рассматривается ряд методологических проблем.
Книга адресована как профессиональным психологам, так и всем, кому не безразлично методологическое состояние этой науки. ...
Added: February 12, 2018
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 24-45
В статье ставятся и обсуждаются методологические проблемы этимологического анализа такой важной, но недостаточно изученной высшей психологической функции, как рефлексия. Реконструируется история проникновения этого латинского термина в русскую словесность (литературу, философию) и схематизируется периодизация развития значений понятия «рефлексия» в отечественной психологии. При этом этимология рефлексии трактуется в качестве методологического средства построения онтологических представлений о категоризируемой ею ...
Added: October 22, 2013
Kozhanov A., Abramov R., Социология науки и технологий 2015 Т. 6 № 2 С. 45-59
The article considers «Popular Science» within the context of modern theories of scientific communications, media and society relations. We analyze models of scientific communication by Massimiano Bucchi – models of deficit, of dialogue and public participation (engagement) in scientific knowledge production and dissemination processes. We also describe some examples and forms of up to date ...
Added: March 18, 2015
М. : Институт психологии РАН, 2019
В книге рассмотрены новые тенденции и перспективы развития мето дологии психологической науки. В фокусе внимания авторов находятся как общие тенденции методологических исследований, так и проблемы конкретных областей. Анализируются роль психологии в современном мире, новые социальные тенденции в ее развитии, вызовы социальной психологии в эпоху глобализации, интегративные и изоляционистские тенденции в отечественной психологии. Книга может быть ...
Added: October 1, 2021
Paramonov A. A., Мамчур Е. А., Vox. Философский журнал 2020 № 30 С. 68-97
The article discusses the problem of truth in scientific knowledge in a polemical form. The concept of internal truth, according to which truth in science is understood as the correspondence of a theory to its subject, is opposed to the concept of truth, which science strives for, as the knowledge of things in themselves. According ...
Added: June 29, 2021
Dvoinin A., В кн. : Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты: Материалы V региональной научно-практической конференции факультета психологии и педагогики ОмГПУ (9-10 апреля 2002 года, г. Омск). : Омск : Издательство ОмГПУ, 2003. С. 36-38.
Added: October 11, 2021
Leontiev D., Постнеклассическая психология: Социальный конструкционизм и нарративный подход 2005 № 1(2) С. 51-57
В статье вводится различение неклассической психологии в узком и широком смысле слова. Последняя рассматривается как общее направление трансформации психологической науки на протяжении ХХ века, отождествляемое с движением от естественнонаучной ориентации к гуманитарной. Под этим углом зрения ряд методологических тенденций современной психологии рассмотрены как частные проявления единого неклассического вектора. ...
Added: August 14, 2013
Nikiforova N., Социология науки и технологий 2021
In contemporary western scholarly texts, the claims about the spatial turn have already become routine. These claims reflect the already common idea that contemporary interdisciplinary researches share an idea that space is a sociocultural construct, the result of interactions and interpretations. The category of space has been used productively in Science and Technology Studies. The ...
Added: May 11, 2020
Orlov A. B., Психологический журнал 2012 Т. 33 № 2 С. 124-126
Статья представляет собой комментарий к публикации А.Л.Журавлева и Д.В.Ушакова "Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия". В статье рассматриваются и анализируются основные схемы взаимосвязи фундаментальной психологии и психологической практики. Предлагается авторская схема такого взаимодействия, в которой психологическая практика выступает в качестве предмета теоретической (фундаментальной, академической) психологии. ...
Added: February 19, 2013
Khusyainov T., Урусова Е. А., В кн. : Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2021. : Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2021. С. 153-157.
The purpose of this work is to examine the influence of social media on the development of psychological knowledge, the authors emphasize the growing problem of deprofessionalization in this area. ...
Added: June 28, 2021
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2012 № 4 С. 56-74
Based on the background analysis of modern anthropology the article characterizes prominent Russian scholar, corresponding member of the Russian Academy of Education Nikita Glebovich Alekseev (1932-2003) and his innovative contributions to the philosophy, methodology, research on research, ergonomics, psychology, pedagogy, as well as such areas of social practices as organization of science and management, engineering ...
Added: January 23, 2013
Chernyshev B. V., Chernysheva E. G., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 1 С. 62-77
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечения двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно ...
Added: December 22, 2012
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 3-6
В статье обозначены основные направления современной психологии рефлексии, выделяются конструктивные прецеденты ее изучения в историко-научном, философско-методологическом, теоретико-экспериментальном и практико-прикладном аспектах, а также характеризуются подходы ряда и следователей рефлексивности – В.Г. Аникиной, Г.И.Давыдовой, В.А.Петровского, И.Н.Семенова и особенно В.А.Лефеврра как одного из основоположников рефлексивных наук ...
Added: October 22, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 4(72) С. 261-275
В работе выделяются и кратко характеризуются основные этапы столетней истории Психологического института (НИИОППП/ ПИ РАО), в социокульутрном контексте которых развивалась психология рефлексии. Анализируются методологические проблемы периодизации институциональной эволюции психологии и предлагается их решение, адекватное логике стадиально-предметного развития психологической науки в социокультурных условиях России ХХ в. Показана конструктивность сотрудничества ученых ПИ РАО и основных гуманитарных институций ...
Added: March 21, 2014
Savelieva I. M., Xinhua Digest 2016 No. 4
20世纪六七十年代以来,公共史学迅速发展,促使史学出现了三个层次:学院史学(职业史学)——公共史学——通俗史学。公共史学有广义和狭义之分,本文赞同从狭义上理解公共史学和公共历史学家,即强调他们与公众合作生产历史知识。公共史学的兴起有多方面的社会文化原因,如西方社会的民主化进程、史学地位的下降与社会对历史的兴趣的增长,以及"历史记忆"项目的开展等等。公共史学的讲述需要一定技巧,历史学家的学术知识和通俗知识需要相互协作,这样才能保证历史知识的生产、传输和接受。对于公共史学的评价,不能套用学院史学的标准,而应该有自己的标准。
The paper analyzes the contents and objectives of ‘public social science’, the relationship between scholarly and popular knowledge, conventions governing the representation of the past outside the academic context, and the transfer of scholarly knowledge from academic to media environment.
Public history is treated as a specific type of historical judgment and historical practice, thus the ...
Added: June 24, 2016
Starovoytenko E. B., М. : Академический проект, 2005
Данное собрание текстов посвящено синтезу авторских идей о предмете и методе психологической науки. Различия представленных взглядов лишь подчеркивают единство, преемственность и гармонию мысли о психическом, развившейся за последнее столетие. Это попытка с позиций свободы и творчества объективно реконструировать прошлое психологии и спрогнозировать ее будущее. Сквозь призму систематизированных определений предмета и метода психологии раскрываются новые перспективы ...
Added: January 15, 2013
Antonov M., Известия высших учебных заведений. Правоведение 2014 № 1 С. 252-266
This paper is devoted to an analysis of a book written by the Finnish, Dutch and Belgian legal scholars on the issue of objectivity of law. The main objective of this book is to investigate whether there are any firm criteria in the legal theory, any
indisputable truths in the legal dogmatic, any preconditions of predictable ...
Added: August 20, 2014
Savelieva I. M., Social Science Front 2015 No. 10 P. 247-256
20世纪六七十年代以来,公共史学迅速发展,促使史学出现了三个层次:学院史学(职业史学)——公共史学——通俗史学。公共史学有广义和狭义之分,本文赞同从狭义上理解公共史学和公共历史学家,即强调他们与公众合作生产历史知识。公共史学的兴起有多方面的社会文化原因,如西方社会的民主化进程、史学地位的下降与社会对历史的兴趣的增长,以及"历史记忆"项目的开展等等。公共史学的讲述需要一定技巧,历史学家的学术知识和通俗知识需要相互协作,这样才能保证历史知识的生产、传输和接受。对于公共史学的评价,不能套用学院史学的标准,而应该有自己的标准。
The paper analyzes the contents and objectives of ‘public social science’, the relationship between scholarly and popular knowledge, conventions governing the representation of the past outside the academic context, and the transfer of scholarly knowledge from academic to media environment.
Public history is treated as a specific type of historical judgment and historical practice, thus the ...
Added: October 18, 2015