?
Психологическая практика как предмет фундаментальной психологии (комментарии к статье А.Л. Журавлева и Д.В. Ушакова "Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия")
Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 124-126.
Shadrikov V., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 3 С. 37-43
В статье обосновывается необходимость использования системной методологии при изложении содержания предмета психологии. Предлагаются восемь конструктов и три концентра, отражающих основное содержание курса психологии и принципы его развития. ...
Added: January 14, 2014
Chernyshev B. V., Chernysheva E. G., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 1 С. 62-77
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечения двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно ...
Added: December 22, 2012
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 24-45
В статье ставятся и обсуждаются методологические проблемы этимологического анализа такой важной, но недостаточно изученной высшей психологической функции, как рефлексия. Реконструируется история проникновения этого латинского термина в русскую словесность (литературу, философию) и схематизируется периодизация развития значений понятия «рефлексия» в отечественной психологии. При этом этимология рефлексии трактуется в качестве методологического средства построения онтологических представлений о категоризируемой ею ...
Added: October 22, 2013
М. : Институт психологии РАН, 2011
Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ ...
Added: March 19, 2013
Leontiev D., Постнеклассическая психология: Социальный конструкционизм и нарративный подход 2005 № 1(2) С. 51-57
В статье вводится различение неклассической психологии в узком и широком смысле слова. Последняя рассматривается как общее направление трансформации психологической науки на протяжении ХХ века, отождествляемое с движением от естественнонаучной ориентации к гуманитарной. Под этим углом зрения ряд методологических тенденций современной психологии рассмотрены как частные проявления единого неклассического вектора. ...
Added: August 14, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 4(72) С. 261-275
В работе выделяются и кратко характеризуются основные этапы столетней истории Психологического института (НИИОППП/ ПИ РАО), в социокульутрном контексте которых развивалась психология рефлексии. Анализируются методологические проблемы периодизации институциональной эволюции психологии и предлагается их решение, адекватное логике стадиально-предметного развития психологической науки в социокультурных условиях России ХХ в. Показана конструктивность сотрудничества ученых ПИ РАО и основных гуманитарных институций ...
Added: March 21, 2014
Serkin V., М. : Издательство АСТ, 2018
The first volume of the textbook "Modern Psychology: Theory and Methodology" includes the most general issues of science and methodology of psychology, problems of the subject and methods of psychology, classification of models, theories and laws of psychology. Due to the fact that more than half of the students studying in the magistracy today do ...
Added: February 13, 2019
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2017 № 2 С. 3-28
В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также ...
Added: November 13, 2017
М. : Институт психологии РАН, 2011
Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ ...
Added: February 14, 2013
Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2020
Сборник статей, посвященный 85-летию выдающегося психолога, профессора Новикова В.В. и 50-летию факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, представляет обзор теоретических работ по методологии психологии.
Сборник адресован психологам, студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии вузов, специалистам в области психологической работы с населением. ...
Added: May 19, 2020
Isaeva A. N., Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2019 Т. 97 № 1 С. 78-98
...
Added: August 28, 2019
Кольцова В. А., Психологический журнал 2009 Т. 30 № 5 С. 46-55
Historism of scientific conception of S.L. Rubinstein which is the premise for the universality and fundamentality of scientist's ideas is grounded. Rubinstein's contribution to domestic history of psychology formation, to its principles, means of positive analysis and constructive critique of psychological approaches as well as its philosophic -methodological grounds forming is revealed. Based on Rubinstein's ...
Added: April 15, 2013
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 2 С. 3-6
В статье обозначены основные направления современной психологии рефлексии, выделяются конструктивные прецеденты ее изучения в историко-научном, философско-методологическом, теоретико-экспериментальном и практико-прикладном аспектах, а также характеризуются подходы ряда и следователей рефлексивности – В.Г. Аникиной, Г.И.Давыдовой, В.А.Петровского, И.Н.Семенова и особенно В.А.Лефеврра как одного из основоположников рефлексивных наук ...
Added: October 22, 2013
Poddiakov A., Вальсинер Я., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2005 Т. 2 № 1 С. 102-111
Комментируется статья В.М. Аллахвердова "Блеск и нищета эмпирической психологии". Разрабатывается понятие общего методологического цикла, где теоретическая и эмпирическая, дедуктивная и индуктивная стороны познания объединены в одно целое. Анализируются различия эмпирической и псевдоэмпирической науки. Обсуждаются проблемы полноты и непротиворечивости эмпирических описаний и теоретических интерпретаций, использования качественных и количественных методов в психологических исследованиях и проекция этих проблем ...
Added: January 14, 2014
Starovoytenko E. B., М. : Академический проект, 2005
Данное собрание текстов посвящено синтезу авторских идей о предмете и методе психологической науки. Различия представленных взглядов лишь подчеркивают единство, преемственность и гармонию мысли о психическом, развившейся за последнее столетие. Это попытка с позиций свободы и творчества объективно реконструировать прошлое психологии и спрогнозировать ее будущее. Сквозь призму систематизированных определений предмета и метода психологии раскрываются новые перспективы ...
Added: January 15, 2013
Shadrikov V., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 1 С. 5-19
Системное определение предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека. О реальности последнего говорят повседневный опыт и факты экспериментов с электрическим раздражением глубинных структур мозга. В статье анализируется зарождение и развитие внутреннего мира у ребенка. Рассматривается репрезентация внешнего мира во внутреннем. Утверждается тезис о тождественности понятий внутреннего мира и души человека. Формулируются ...
Added: January 14, 2014
Butovskaya M., Chemical Senses 2018 Vol. 43 No. 7 P. 503-513
A model including individual-level predictors (gender, age, material situation, education, and preferred
social distance) provided a relatively good fit to the data, but adding country-level predictors
(Human Development Index, population density, and average temperature) did not improve model
parameters. Although there were some cross-cultural differences in social odor awareness, the
main differentiating role was played by the individual differences. ...
Added: February 12, 2019
Миллер А., М. : Академический проект, 2018
Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер "Драма одаренного ребенка"- мировой бестселлер. Она посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве ...
Added: October 28, 2018
Schmidt P., Wiesbaden : Springer, 2012
The volume addresses major features in empirical social research from methodological and theoretical perspectives. Prominent researchers discuss central problems in empirical social research in a theory-driven way from political science, sociological or social-psychological points of view. These contributions focus on a renewed discussion of foundations together with innovative and open research questions or interdisciplinary research ...
Added: November 23, 2012
Markova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M., Soviet education 1986 Vol. 28 No. 7 P. 8-12
This work will familiarize the teacher with contemporary Soviet psychology's progress to date in the study and shaping of the motivation to learn. ...
Added: November 21, 2013
Rasskazova E., Тхостов А. Ш., Абрамова Ю. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 39 С. 4-4
Although traditional psychodiagnostics is based on the demand for consistency and stability as a measure of reliability inconsistency and variability in people’s responses and behavior may be of great prognostic importance. The aim of the study is to develop an instrument that allows differentiating inconsistency of self-estimation, estimation of the world and estimation of other ...
Added: July 14, 2015
Martín-Luengo B., Zinchenko O., Alexeeva M. et al., Frontiers in Psychology 2020 Vol. 11 P. 545304
General knowledge varies from one country to another; therefore, the mere translation of knowledge-based experimental tools from one language to another is usually not enough. This is one of the conclusions that can be extracted from the results of the Program for International Student Assessment (PISA), a measure of the knowledge achieved by 15-year-olds. Over the years, this periodic measure ...
Added: September 21, 2020
Александрова А. И., Loginov N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 3 С. 444-453
Когнитивные искажения, возникающие в процессе мышления и принятия решений, становятся все более обсуждаемой темой, вызывают споры и дебаты относительно психологических механизмов и теорий, лежащих в их основе. Вопросы, касающиеся рациональности принятия решений и отклонений от рациональности, возникают во многих областях жизнедеятельности и особо остро интересуют маркетологов, политиков, дизайнеров и людей, на которых лежит большая ответственность ...
Added: September 29, 2020
Shadrikov V., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 (94) С. 36-47
In present work an attempt to unravel the mystery of consciousness issue is addressed to. This is done on the basis of the analysis of the mind and consciousness relationship; by bringing the term “thought” to the mind and consciousness contents determination; by considering the role of cognitive processes in forming the mind and consciousness ...
Added: August 22, 2018