?
Еврейский вопрос в неопубликованных рукописях Л.С. Выготского
Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 79-99.
Zavershneva E.
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Zavershneva E., Вопросы психологии 2008 № 1 С. 132-145
Статья посвящена ранее не изучавшемуся сегменту семейного архива Л.С. Выготского - записным книжкам, заметкам, дневникам, письмам, датированным 1912-1934 гг.; приводится общая характеристика сегмента личных записей (основные группы документов, критерии их выделения, содержание, сохранность, внешний вид), цитируется ряд наиболее важных архивных находок. Показано, что исследование архива открывает новые, малоизвестные страницы научной биографии Л.С. Выготского и корректирует ...
Added: October 24, 2019
Zavershneva E., Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование 2006 № 1 С. 284-293
Тезисы к новой периодизации научной биографии Л.С. Выготского ...
Added: November 8, 2019
М. : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017
Первое комментированное издание записных книжек Л.С. Выготского – одно из немногих аутентичных изданий рукописей Выготского, основанное на тщательном изучении архивных документов. Заметки, собранные в книге, касаются всех периодов научной биографии ученого и содержат новые сведения о нем; они начинаются с самой ранней из найденных в архиве рукописей Выготского, посвященной книге Экклезиаста («Трагикомедия исканий», 1912 г.) ...
Added: September 23, 2019
Zavershneva E., Вопросы психологии 2013 № 3 С. 125-142
Статья представляет собой комментарии к работе Л.С. Выготского «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти»), отражающей результаты эксперимента, проведенного им в Гомеле в конце 1923 г. Исследование является ранее неизвестной эмпирической частью доклада «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», с которым Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском ...
Added: October 4, 2019
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Zavershneva E., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
В тексте, который представляет собой окончание статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала (Вопр. психол. № 1. С. 132-145), рассматриваются заметки Л.С. Выготского, датируемые 1931-1934 гг. ...
Added: October 24, 2019
Zavershneva E., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Added: October 4, 2019
Zavershneva E., Вопросы психологии 2013 № 2 С. 112-133
Приводятся выдержки из архивных документов, содержащих личные свидетельства Л.С. Выготского, датируемые 1914–1918 гг., из которых следует, что в допсихологический период он остро переживал невозможность полной реализации своих способностей, а также работал над книгой «Против новоеврейства». У книги был соавтор, скрывающийся под инициалами Р.Ю.Э.1 Найденные два письма из переписки Л.С. Выготского с Р.Э. показывают, что их ...
Added: October 4, 2019
Zavershneva E., Методология и история психологии 2007 Т. 2 № 4 С. 15-24
Две заметки Л.С. Выготского, опубликованные в журнале «Вестник РГГУ» (2006, № 1), помещены в настоящем издании в новой редакции; они повторно сверены с оригиналом и сопровождаются комментариями, в которых дается описание и краткий анализ этих заметок. ...
Added: October 24, 2019
Zavershneva E., Новое литературное обозрение 2007 Т. 85 № 5 С. 67-90
О переломном для Л.С. Выготского 1932 годе и его отражении в записных книжках. Статья предваряет публикацию из семейного аврхива Л.С. Выготского ...
Added: November 8, 2019
ван дер Веер Р., Zavershneva E., Вопросы психологии 2018 № 5 С. 88-104
Седьмая и последняя глава главного труда Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1934), посвященная отношениям мысли и слова, обычно рассматривается как его итоговое слово
в психологии. Несмотря на то, что эта глава стала знаменитой, ее структура до сих пор
редко подвергалась тщательному анализу, в том числе текстологическому. В настоящей
статье исследуется структура аргументации седьмой главы и раскрываются ранее не ...
Added: September 23, 2019
Zavershneva E., Культурно-историческая психология 2016 Т. 12 № 4 С. 14-25
Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 ...
Added: September 24, 2019
Руткевич А.М., М. : Юрайт, 2018
Эта книга основана на лекциях, читаемых автором для студентов-философов. Автор понятным и в то же время научным языком излагает историю первых этапов развития научной программы и социального института психоанализа. Основное внимание уделяется генезису психоанализа и первым периодам его развития. Для этого автор обращается к исследованию событий до смерти Фрейда, а его теории сравнивает с предшественниками ...
Added: February 1, 2018
Zavershneva E., Осипов М. Е., Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна 2012 № 3 С. 41-72
Статья содержит новые сведения о рукописи, опбуликованной в первом томе шеститомного собрания сочинений Л.С. Выготского (1982-1984) под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Представлены данные, свидетельствующие о том, что Выготский рассматривал два варианта названия этой незавершенной работы и склонялся, предположительно, ко второму, т.е. «Смысл психологического кризиса». Приводится краткая характеристика внешнего вида рукописи и список основных поправок ...
Added: November 8, 2019
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2017 № 2 С. 3-28
В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также ...
Added: November 13, 2017
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2018 № 4 С. 44-51
Relevance. Due to centennial anniversary of soviet psychology, we would like to make analysis for the history of its institutional and subject formation within the context of Russian human study evolution, including its prerequisites
before revolution and after-soviet development.
Objective. Characterize briefly, within the context of reflexive science studies and art process personology, psychology development directions and ...
Added: February 26, 2019
Varako N. A., Acta Neuropsychologica 2014 Vol. 12 No. 2 P. 237-256
Cognitive disorders among elderly patients decrease the
quality of life for them and their family. Although certain methods
and techniques of support provided to this group are
being developed and described in the subject literature, nevertheless,
there are still many open issues. The Vygotsky-Luria
system is one of the models which makes it possible to reorganize
activity and develop certain supports. ...
Added: July 8, 2014
Zavershneva E., Московский психотерапевтический журнал 2005 Т. 45 № 2 С. 65-90
В статье обсуждается идея шизофрении как самостоятельной нозологической единицы; ставятся вопросы о критериях, которые позволяют выделить специфику шизофренического миропроекта, и о целостном понимании основной триады синдромов (аффективная тупость, атактическое мышление, абулия). В русле Dasein-аналитической психологии шизофрения рассматривается как особое расстройство, при котором поврежденной оказывается основа человеческого бытия - способность к трансценденции, открытость человека в отношении ...
Added: November 8, 2019
Leontiev D., Психологический журнал 2002 Т. 23 № 3 С. 23-30
В любой науке среди выдающихся ученых можно выделить представителей двух основных типов — «открывателей» и «систематизаторов». Все эти достоинства соединились в Гордоне Уилларде Олпорте (1897-1967), влияние которого на мировую психологию при его жизни было трудно переоценить. Пожалуй, мало кого (если вообще кого-нибудь) можно сравнить с ним по количеству идей, вошедших не в учебники по теориям ...
Added: August 20, 2013
Zavershneva E., Вопросы психологии 2017 № 3 С. 102-118
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. ...
Added: September 23, 2019
Semenov I. N., Национальный психологический журнал 2014 № 4(16) С. 3-12
В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно- исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в ...
Added: March 10, 2016
Zinchenko V. P., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Added: June 30, 2012
Shadrikov V., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
The article represents author’s recollection of his discussions with Vladimir Petrovich Zinchenko about the issues of psychology of thought. The objects of discussion are considered by approaching to think about such questions as ‘What the thought is?’ and ‘How does the thought relate to word in G.G. Shpet’s and L.S. Vigotsky’s understanding?’. Zinchenko’s and author’s ...
Added: September 11, 2014
Zavershneva E., Вопросы психологии 2009 № 2 С. 21-34
Статья посвящена проблеме детерминизма в современной психологии. Обсуждают-ся влияние картезианской парадигмы на понимание причинности, а также представ-ленность учения Аристотеля о четырех причинах всего сущего в современной пси-хологии. Выделены основные виды причинного вывода, показано, что жесткие схе-мы каузальности сосуществуют с другими схемами, нетипичными с точки зрения новоевропейского представления о причинности. Показано, что разработка новых схем связана ...
Added: October 15, 2019
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Added: December 28, 2016