?
Культурно-историческая психология
С. 14-20.
Language:
Russian
Keywords: культурно-историческая психология
In book
Т. 4: Развитие Московской психологической школы в Московском городском психолого-педагогическом университете. , М. : МГППИ, 2007
Рубцов В. В., Коул М., Верч Д. et al., Культурно-историческая психология 2018 Т. 14 № 4 С. 41-51
On May 25, 2018 the Moscow State University of Psychology and Education hosted a methodological seminar “Human Development and the Creative Potential of Culture” (supervised by V.V. Rubtsov and B.D. Elkonin) that was dedicated to the 80th birthday of the renowned American psychologist professor Michael Cole, the disciple of A.R. Luria and the successor of the ...
Added: January 28, 2019
М. : ООО "АЛВИАН", 2007
Added: February 8, 2014
Tulchinskii G. L., Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований 2012 № 5 С. 4-25
Причины массового энтузиазма первых советских лет связаны с открывшимися возможностями нового репертуара социальных ролей и социальных лифтов в условиях формирования индустриального массового общества. Специфику этому процессу придала задержка российского общества с освоением ролевых форм идентификации, неразвитость института собственности и ответственности. Политическое дионисийство оказалось более востребованным чем аполлононизм. ...
Added: January 23, 2013
Kolpachnikov V., Kryuchkov K., Approche Centrée sur la Personne. Pratique et recherche/Швейцария-Франция-Бельгия 2020 No. 30 P. 47-61
The Person-Centered Approach offers a well-elaborated theory of human development (HD) that serves as a foundation for modern psychotherapeutic, educational and organizational practice as well as for research. However, this theory does not profoundly consider the role cultural environment and cultural norms play in human development. In order to broaden this perspective authors suggest to ...
Added: March 16, 2021
Zavershneva E., ван дер Веер Р., Вопросы психологии 2019 № 3 С. 130-144
На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных записей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и
внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педология школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и
судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом
конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); ...
Added: September 23, 2019
Zinchenko V. P., Культурно-историческая психология 2010 № 2 С. 2-13
The article deals with the clauses or preconditions of language and culture acquisition. Following G. G. Shpet, A. A. Uchtomsky, M. Heidegger, N. A. Bernshtein and V. V. Bibikhin, the author qualifies them as «pre-experiential origin». This «origin» is regarded as direct intelligible intuition, spiritual integral, non-differentiated unity: I understand, I think, I can. Spontaneous ...
Added: October 19, 2012
Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2018
Данное издание является уникальным собранием статей зарубежных и российских исследователей, посвящѐнных разработке различных аспектов проблемы влияния цифровых технологий на психическое, физическое, духовное развитие современного человека и общества в целом. Наряду с теоретическими работами в сборнике представлены результаты эмпирических исследований. Книга вышла в свет в день открытия в России (Коломна, ГСГУ) Международной конференции «Цифровое общество как ...
Added: November 2, 2018
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.
В истории человечества никогда не было простых времен, а в человеческой жизни не бывает прямых путей. Судьба че ловека определяется не вероятностями, а превратностями, которых в жизни Льва Семеновича Выготского было достаточно. Ключевые слова развивавшейся им новой психологии — культура, история, переживания, как источник сознания и смысла. Его творчество до сих пор анализируется и дискутируется многими ...
Added: August 3, 2013
Falikman M., Asmolov A., Revue internationale du CRIRES, Canada 2017 Vol. 4 No. 1 P. 54-62
The problem of consciousness is one of the core problems in the contemporary cogni- tive science. Driven by the neuroimaging boom, most researchers look for the neural correlates or signatures of consciousness and awareness in the human brain. However, we believe that the explanatory potential of the cultural-historical activity approach to this problem is far ...
Added: November 2, 2017
Zavershneva E., Вопросы психологии 2017 № 3 С. 102-118
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. ...
Added: September 23, 2019
Kryuchkov K., Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика 2019 Т. 9 № 4 С. 179-194
In the present paper, author theoretically compare lifeworlds typology, developed by Fyodor Vasilyuk and developmental psychology periodization. The main subjects of this paper are features of the personality development from the psychology of experiencing point of view. The main aims of this paper are: first of all – to correspond lifeworlds typology with the specific ...
Added: February 27, 2020
Porus V. N., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 43-59.
В статье рассматривается, работает ли аналогия между социальной эпистемологией и культурно-исторической психологией, и приходит к выводу, культурно-историческая психология — это действительно встреча философии культуры (вместе с историей культуры и культурологией) с психологией на Мосту Интерпретаций. ...
Added: August 1, 2013
Подготовка педагога к деятельностной практике образования на основе принципа «Учимся делать, делая»
Obukhov A., В кн. : Подготовка педагога к деятельностной практике обучения: готовить и переподготавливать. : М. : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 4-16.
Ключевая составляющая в модернизации образования – профессиональная позиция педагога. Если мы хотим создать практику образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в логике системно-деятельностного подхода, как этого требует ФГОС. То, естественно, и педагога следует готовить в той же логике и с помощью тех же методов. В статье показано, как базовые идеи Л.С. Выготского могут ...
Added: March 1, 2019
Zavershneva E., Вопросы психологии 2015 № 4 С. 119-135
Представления Л.С. Выготского о смысловом поле рассматриваются в контексте его полемики с В. Келером, К. Коффкой и К. Левином. Понятие смыслового поля как семантического плана обобщения обсуждается на материале исследований, проведенных научной группой Л.С. Выготского в 1932–1935 гг., данное понятие сопоставляется с другими категориями культурно-исторической психологии (мера общности понятий, предметная отнесенность, смысл). Схематически описан генезис ...
Added: October 4, 2019
Zinchenko V. P., Pruzhinin B. I., Shchedrina T., Дом Бурганова. Пространство культуры 2010 № 1 С. 9-33
The article addresses the views of G. Shpet, L. Vygotsky, M. Bakhtin andothers on art's influence on one's personality andcognitive andaffective spheres. They hadtheir own understanding of the whole issue andof catharsis in particular. The authors focuses on the analysis of inner andouter forms of works of art andassumes that, if reached, the inner form ...
Added: October 22, 2012
Белорусец А. С., В кн. : Социальная семиотика: точки роста. : Скифия-принт, 2020. С. 26-29.
Semiotic Mediation is a key-concept for cultural-historical activity theory, which is the most influential in
Soviet and Russian psychology. The article is devoted to the historical development of this concept that always tends to
evade investigators. ...
Added: August 30, 2021
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.
Александр Романович Лурия (16 июля 1902 года, Казань — 14 августа 1977 года, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических ...
Added: August 3, 2013
Dvoinin A., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2022 № 104 С. 123-143
The article presents the author’s attempt to apply the ideas of Lev S. Vygotsky’s cultural-historical psychology to the analysis of the nature of religious consciousness. Cultural-historical psychology is offered as an adequate alternative to such fields as cognitive religious studies and evolutionary psychology of religion, because it does not ignore and does not reduce the ...
Added: October 19, 2022
Белорусец А. С., В кн. : ПСИХОЛОГІЯ ЛЮДИНИ: Л.С. Виготський та сучасна наука. Issue 2-3.: Ніжинський державний університет імені Миколи Гоголя, 2020. С. 209-217.
На примере анализа параграфа "структура и динамика возраста" из
работы "Проблема возраста", описывающего модель цикла развития,
рассматривается диалектический характер творчества Л.С. Выготского.
Данная модель сопоставляется с другими близкими моделями, в
которых диалектическое единство структуры и динамики теряется или
наоборот сохраняется. Делается предположение о том, что в
современной рецепции динамический компонент модели сохраняется
значительно хуже, чем структурный, и поэтому именно динамический
компонент требует специального ...
Added: August 30, 2021
Porus V. N., Вопросы философии 2014 № 11 С. 52-62
In the article actual methodological problems of modern psychology as they are put and
solved within the frame of cultural-historical psychology are considered. Organic interrelation
of this branch of a psychological science with anthropocentrical philosophy of culture is shown.
The conclusion that prospects of creative contacts of psychologists and philosophers of culturalhistorical orientation are connected with opposition to ...
Added: March 6, 2016
Falikman M., , in : Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. : Cambridge : Cambridge University Press, 2014.
The chapter discusses convergence in the development of cognitive science (emergence of such new research areas as embodied cognition, embedded cognition, emotional cognition, distributed cognition and new studies in cognitive development) and the fundamental principles of cultural-historical psychology. ...
Added: October 19, 2014
Белорусец А. С., Культурно-историческая психология 2020 Т. 16 № 1 С. 78-87
The role of symbol in culture is in the focus of many works. In this paper, we aim to look at symbol from a
personological perspective, that is, to consider it as a means of orientation in the tasks of personality development
that is widely used in counseling and psychotherapy. Working with symbols is reflected in psychoanalysis,
but ...
Added: August 31, 2021
Zavershneva E., Культурно-историческая психология 2016 Т. 12 № 4 С. 14-25
Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 ...
Added: September 24, 2019
Мещеряков Б. Г., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 141-162.
Один из ведущих мотивов научной деятельности В. П. Зинченко последних двух десятилетий — дойти до самой сути идей Л. С. Выготского, созданного им варианта культурно-исторической психологии. В данной статье автор попытается осветить и проанализировать основные творческие мотивы (и немного психологические), представленные в работах В. П. Зинченко последних двух десятилетий. ...
Added: August 1, 2013