Александров Даниил Александрович
- Профессор:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Департамент социологии
- Заведующий лабораторией:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»
- Научный руководитель образовательной программы:Анализ данных для государства и общества
- Ординарный профессор (2018)
- Заслуженный профессор (2018)
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 17 лет.
Образование, учёные степени
- 1996Кандидат биологических наук: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, специальность 07.00.10 «История науки и техники»
- 1980
Специалитет: Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова, специальность «Биология», квалификация «биолог-зоолог беспозвоночных»
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2022)
- Медаль "Признание - 20 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (декабрь 2022)
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (апрель 2019)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2018)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2016)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (август 2015)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (сентябрь 2014)
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (ноябрь 2013)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (сентябрь 2013)
- Почетная грамота Правительства Российской Федерации (сентябрь 2012)
- Грант фонда Спенсера на программу "Развитие социальных исследований образования в России" (Spencer Foundation) (январь 2002)
- Лучший преподаватель – 2014
Надбавка за академическую работу (2016-2017, 2015-2016, 2014-2015, 2013-2014)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024-2025, 2023-2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022, 2020-2021, 2018-2020, 2017-2018)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Локальные медиа (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- General Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Social Structure and Social Stratification (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Локальные медиа (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Research Seminar "Contemporary Life in the Global World" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Цифровые коммуникации в современном сетевом обществе (Дисциплина общефакультетского пула; 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Information Systems (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Methodology and Methods of Social and Political Research (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Project Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Social and Political Attitudes (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; направление "41.04.04. Политология", направление "41.04.04. Политология"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Information Systems (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Methodology and Research Methods of Political Science (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Research Seminar "Data Analytics for Politics and Society" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Прикладная библиометрия (Аспирантура; направление "39.06.01. Социологические науки", направление "41.06.01. Политические науки и регионоведение", направление "01.06.01. Математика и механика", направление "09.06.01. Информатика и вычислительная техника", направление "46.06.01. Исторические науки и археология"; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Project Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Современная социальная теория для количественного исследования (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Social Structure and Social Stratification (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Social and Political Attitudes (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Введение в цифровые социальные исследования (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Когнитивная психология и социальное поведение (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar “Analytical Sociology and Big Data” (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Dimensions of Social Inequality: Migration and Ethnicity" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar "Dimensions of Social Inequality: Migration and Ethnicity" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
Прикладная библиометрия (Аспирантура; направление "38.06.01. Экономика", направление "01.06.01. Математика и механика", направление "39.06.01. Социологические науки", направление "41.06.01. Политические науки и регионоведение", направление "46.06.01. Исторические науки и археология", направление "38.06.01. Экономика", направление "09.06.01. Информатика и вычислительная техника"; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- Современная социологическая теория (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современные проблемы социальных наук (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Social Structure and Social Stratification (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Digital Social Research (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Участие в редколлегиях научных журналов
Вопросы государственного и муниципального управления (НИУ ВШЭ)
С 2007 г.: член редколлегии журнала «Вопросы государственного и муниципального управления».
Конференции
- 2019International School Choice and Reform Conference (Лиссабон). Доклад: School Choice and Signals: Schools Signaling Parents
- Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Санкт-Петербург). Доклад: Идентичность и идентификация детей-мигрантов
- 2018Networks in the Global World (Санкт-Петербург). Доклад: Relation between social status and academic achievement in school: analysis of friendship and antipathy networks
- 2017INAS 2017 10th Conference of the International Network of Analytical Sociologists (Осло). Доклад: Segregation in Secondary Schools in St. Petersburg
- INAS 2017 10th Conference of the International Network of Analytical Sociologists (Осло). Доклад: Parental school choice in urban context in Russia
- XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Выбор школы родителями: восприятие сигналов.
- XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Образовательная миграция из России в Китай. Данные социальных медиа
- 2016XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Этническая дифференциация внутри школьных классов: анализ негативных социальных сетей
- 8th ACM Conference on Web Science (Ганновер). Доклад: Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St.Petersburg
- 8th ACM Conference on Web Science (Ганновер). Доклад: Educational Migration from Russia to China: Social Network Data
- The 10th International AAAI Conference on Web and Social Media (Cologne). Доклад: Exploring Educational Migration Trajectories in Eurasia: Social Media Data (The Social Media and Demographic Research Workshop)
- XXXVI Sunbelt Conference of the International Network for Social Network Analysis (INSNA) (Newport Beach, CA). Доклад: Students’ popularity, achievement and school assessment
- XXXVI Sunbelt Conference of the International Network for Social Network Analysis (INSNA) (Newport Beach, CA). Доклад: Adolescents’ antipathy networks: does migration history and minority status matter?
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Три стороны социальной агрессии подростков: агрессор, жертва и группы поддержки
- V международная социологическая Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства данных» (Москва). Доклад: Сетевые методы исследования агрессивного поведения подростков
- Социология в действии (Санкт-Петербург). Доклад: Хулиганы и жертвы. На чьей стороне симпатии сверстников?!
- Culture in society, between groups and across generations (Москва). Доклад: Culture of aggression in adolescent groups: bullying, social anxiety and friendship
- International Conference on Computational Social Science (Helsinki). Доклад: Online Communication in Apartment Buildings of St.Petersburg
- Culture in society, between groups and across generations (Москва). Доклад: Migrant adolescents in Russian schools: a shift in values?
- Culture in society, between groups and across generations (Москва). Доклад: Migrant minority children in Russian schools: inter-ethnic relations and pro/anti-school culture
- International Conference on Computational Social Science (Helsinki). Доклад: Virtual Caucasus on VK Social Networking Site
- 2nd GESIS Computational Social Science Winter Symposium 2015 (Cologne). Доклад: Educational Migration Patterns in Russia: Social Network Data Approach
- 20146th International Conference on Social Informatics (SocInfo 2014) (2014). Доклад: Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games (EGG2014 Workshop)
- 6th International Conference on Social Informatics (SocInfo 2014) (2014). Доклад: Online Communication in Apartment Buildings (CityLabs2014 Workshop)
- XXXIV Sunbelt Social Networks Conference (St.Peter). Доклад: Academic achievement and academic status
- XXXIV Sunbelt Social Networks Conference (St.Peter). Доклад: Cliques and ego-networks in disentangling peer effects
- XXXIV Sunbelt Social Networks Conference (St.Peter). Доклад: Alcohol consumption and friendship in vocational schools
- Social media and social movements (Санкт-Петербург). Доклад: Online Communication and Offline Coordination in Large Housing Complexes
- 2013XXXIII Sunbelt Social Networks Conference (Гамбург). Доклад: Multilevel Analysis of School Peer Effects
- XXXIII Sunbelt Social Networks Conference (Гамбург). Доклад: Sociometric popularity in academic context
Публикации72
- Препринт Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A., Khodorenko D. K. Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2023. No. 101.
- Книга Digital Transformation and Global Society. 6th International Conference, DTGS 2021, St. Petersburg, Russia, June 23–25, 2021, Revised Selected Papers / Ed. by D. A. Alexandrov, A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova, I. Musabirov, S. Pashakhin. Cham: Springer, 2022. doi
- Статья Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. School structure, bullying by teachers, moral disengagement, and students’ aggression: A mediation model // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 883750. doi
- Статья Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242. doi
- Книга Digital Transformation and Global Society: 4th International Conference, DTGS 2019, St. Petersburg, Russia, June 19–21, 2019, Revised Selected Papers / Ed. by D. A. Alexandrov, A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova, I. Musabirov. Cham : Springer, 2019. doi
- Статья Ivaniushina V. A., Titkova V., Alexandrov D. A. Peer influence in adolescent drinking behaviour: a protocol for systematic review and meta-analysis of stochastic actor-based modeling studies // BMJ Open. 2019. Vol. 9. No. 7. P. 1-5. doi
- Статья Valeria Ivaniushina, Makles A., Schneider K., Daniil Alexandrov. School segregation in St. Petersburg – the role of socioeconomic status // Education Economics. 2019. Vol. 27. No. 2. P. 166-185. doi
- Статья Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Anti-school attitudes, school culture and friendship networks // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 698-716. doi
- Книга Digital Transformation and Global Society Third International Conference, DTGS 2018, St. Petersburg, Russia, May 30 –June 2, 2018, Revised Selected Papers, Part I / Ed. by Daniel A. Alexandrov, A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova. Issue 858. Cham : Springer, 2018. doi
- Книга Digital Transformation and Global Society. Third International Conference, DTGS 2018, St. Petersburg, Russia, 2018, Revised Selected Papers. Part II. Communications in Computer and Information Science 859 / Ed. by D. A. Alexandrov, A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova. Issue 859. Springer, 2018. doi
- Глава книги Daniel Alexandrov, Karepin V., Musabirov I., Daria Chuprina. Educational Migration from Russia to the Nordic Countries, China and the Middle East. Social Media Data, in: Companion Proceedings of the The Web Conference 2018. Geneva : International World Wide Web Conferences Steering Committee, 2018. P. 49-50. doi
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 199-229. doi
- Статья Тенишева К. А., Савельева С. С., Александров Д. А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 44-84.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Тенишева К. А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018. doi
- Книга Digital Transformation and Global Society. Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21–23, 2017, Revised Selected Papers / Ed. by Alexandrov Daniel A., A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Kabanov Yury, Koltsova Olessia. Cham : Springer, 2017. doi
- Препринт Vadim Voskresenskiy, Musabirov I., Alexandrov D. A. Studying Patterns of Communication in Virtual Urban Groups With Different Modes of Privacy / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2017.
- Статья Lushin V., Jaccard J., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Vocational education paths, youth activities, and underage drinking in Russia: How early does the trouble start? // International Journal of Drug Policy . 2017. Vol. 45. P. 48-55. doi
- Статья Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А. Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые? // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 171-198. doi
- Глава книги Тенишева К. А., Александров Д. А. Неравенство в образовательных успехах и планах школьников: роль миграции, этничности и социального статуса // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 3.2. С. 226-247.
- Статья Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201. doi
- Глава книги Александров Д. А., Воскресенский В. М., Савельева С. С. Роль внеклассной активности в формировании социального неравенства: случай малого города // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 4.2. С. 388-416.
- Глава книги Александров Д. А., Воскресенский В. М. Роль внеклассной активности в формировании социального неравенства: случай малого города // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 4.2. С. 388-416.
- Статья Иванюшина В. А., Маслинский К. А., Александров Д. А. Российские учителя сегодня и завтра: результаты исследования // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 24-32.
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С. 217-241. doi
- Глава книги Савельева С. С., Александров Д. А. Школьная дифференциация в условиях разных социальных контекстов // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 2.3. С. 105-131.
- Статья Valeria Ivaniushina, Daniel Alexandrov, Lushin V. Academic help seeking among Russian minority and non-minority adolescents: A social capital outlook // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 50. P. 283-290. doi
- Глава книги Daniel Alexandrov, Viktor Karepin, Ilya Musabirov. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 309-311. doi
- Статья Poder K., Lauri T., Ivaniushina Valeria, Alexandrov Daniel. Family Background and School Choice in Cities of Russia and Estonia: Selective Agenda of the Soviet Past and Present // Studies of Transition States and Societies. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 5-28.
- Глава книги Vadim Voskresenskiy, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St. Petersburg, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 301-306. doi
- Глава книги Daniel Alexandrov, Alexey Gorgadze, Ilya Musabirov. Virtual Caucasus on VK Social Networking Site, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. NY : ACM, 2016. P. 215-217. doi
- Глава книги Савельева С. С., Александров Д. А. Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 634-641.
- Статья Тенишева К. А., Александров Д. А. Неравенство в образовательных успехах в российской школе: класс, гендер, этничность // Социология образования. 2016. № 1. С. 64-74.
- Статья Иванюшина В. А., Титкова В. В., Александров Д. А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 54-71. doi
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А., Мусабиров И. Л. Структура академической мотивации: ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 229-250. doi
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А. Существует ли дифференциация учителей в российских школах? // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 59-65.
- Глава книги Титкова В. В., Александров Д. А., Иванюшина В. А. Четыре стороны социальной агрессии: агрессоры, драчуны, жертвы и свидетели // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 590-601.
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Этническая самоидентификация подростков-мигрантов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.
- Глава книги Paul Okopny, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games, in: Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. NY : Springer, 2015. P. 218-222. doi
- Глава книги Vadim Voskresenskiy, Kirill Sukharev, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Online Communication in Apartment Buildings, in: Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. NY : Springer, 2015. P. 52-55. doi
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S. Safe Mobility: University after Technical College Pathway / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015. No. WP BRP 27/EDU/2015 .
- Статья Valeria Ivaniushina, Daniil Alexandrov. Socialization Through Informal Education: The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren // Russian Education and Society. 2015. Vol. 57. No. 4. P. 189-213. doi
- Препринт Petrova T., Alexandrov D. A. Socio-Economic Factors for Reading Performance in PIRLS: Income Inequality and Segregation by Achievements / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015.
- Книга Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015.
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.
- Глава книги Александров Д. А., Иванюшина В. А. О проблеме и книге в целом // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 1. С. 8-28.
- Статья Александров Д. А. Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения социологической теории // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2. С. 138-145.
- Глава книги Боровская И. Л., Александров Д. А. Хостелы — новая культура гостеприимства: опыт Санкт- Петербуга // В кн.: XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 453-460.
- Статья Александров Д. А., Иванюшина В. А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 173-195.
- Препринт Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Disentangling Peer Influence On Multiple Levels / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. 43.
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через неформальное образование : внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.
- Препринт Tenisheva K., Alexandrov D. A. Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013.
- Препринт Valeria Ivaniushina, Alexandrov D. A. Different levels of social organization in the formation of anti-school attitudes among adolescents / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2013. No. 09.
- Препринт Titkova V., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Sociometric popularity in a school context / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2013. No. 10.
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А. Антишкольная культура и социальные сети школьников // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 233-251.
- Статья Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А. Популярность школьников и образовательная среда школы // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 145-167.
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S., Evgeny Kochkin. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012.
- Препринт Alexandrov D. A., Baranova V. V., Ivaniushina V. A. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012. No. 1.
- Статья Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176-199.
- Книга Александров Д. А., Понарин Э. Д., Костенко В. В. Кавказ и Средняя Азия. Курс лекций для социальных работников. Предназначен для помощи в практической работе с мигрантами из Средней Азии и Кавказа Ч. 2. М. : Международная Организация Труда, 2012.
- Книга Александров Д. А., Понарин Э. Д., Костенко В. В. Кавказ и Средняя Азия. Учебный курс для социальных работников. Общие положения о географии, культуре и религии мигрантов из Средней Азии и Кавказа Ч. 1. М. : Международная Организация Труда, 2012.
- Статья Иванюшина В. А., Александров Д. А. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 29-56.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (краткая версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (полная версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
- Глава книги Александров Д. А. Предисловие к русскому изданию // В кн.: Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Пер. с англ.: С. Я. Карп; науч. ред.: Д. А. Александров. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 7-17.
- Книга Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Пер. с англ.: С. Я. Карп; науч. ред.: Д. А. Александров. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
- Книга Грэм П. А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации / Пер. с англ. (под ред.: Д. А. Александров). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.
- Книга Александров Д. А., Баранова В. В., Иванюшина В. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга. Предварительные данные. СПб. : Издательство Политехнического университета, 2011.
- Глава книги Иванюшина В. А., Александров Д. А. Многоуровневый ковариационный анализ эффекта этничности в социальных сетях школьников // В кн.: Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] / Отв. ред.: О. А. Оберемко. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 267-270.
- Книга Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / Пер. с англ.: Е. А. Степкина; науч. ред.: Д. А. Александров. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.
- Глава книги Александров Д. А. Послесловие. Страна за школьной партой // В кн.: Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации / Пер. с англ. (под ред.: Д. А. Александров). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 277-287.
- Книга Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Пер. с англ. (под ред.: Д. А. Александров). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.
- Книга Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Пер. с англ.: А. Смирнов; науч. ред.: Д. А. Александров. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Савельева С. С. Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системах, 2021
- 2Титкова В. В. Сетевой анализ факторов социального признания и исключения в среде подростков., 2018
- 3Тенишева К. А. Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы школьников (на примере школ Санкт-Петербурга и Московской области), 2017
Опыт работы
- с 2014 декан Санкт-Петербургской школы социально-гуманитарных наук НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
- c 2007 заместитель директора по научной работе НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
- 2006 - 2010 директор фонда поддержки социальных исследований «Хамовники»
- 2003 - 2005 проректор по науке Европейского университета в СПб
- с 2003 профессор Департамента социологии НИУ ВШЭ -- Санкт-Петербург
- 1999 - 2010 директор программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в СПб
- 1999 - 2000 научный сотрудник и профессор Орегонского университета, Корваллис, США (9 месяцев)
- 1998 - 2010 профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге
- 1998 Приглашенный доцент Школы высших социальных наук, Париж, Франция (1 месяц)
- 1994 Приглашенный доцент Технологического института штата Джорджия, Атланта, США (4 месяца)
- 1994 - 1996 доцент ф-та истории Санкт-Петербургского государственного университета
- 1993 Стажер Кеннановского института русских исследований, Вашингтон, США (6 месяцев)
- 1992 Приглашенный доцент Чикагского университета, Чикаго, США
- 1988 - 1998 научный сотрудник СПб филиала Института истории естествознания и техники РАН
- 1981 - 1988 ассистент и зам. зав. кафедрой биологического ф-та ЛГУ
- В разные годы был временным приглашенным сотрудником University of Oslo, Max-Planck Institute of History of Science (Berlin) и Max-Planck Institute of History (Goettingen).
Информация*
- Общий стаж: 43 года
- Научно-педагогический стаж: 17 лет
Проекты
- Многоуровневый анализ социальных сетей подростков, ПСГ (2012–2012)
- Факторы миграции и этничности в школе, ПСГ (2012–2012)
- Факторы миграции и этничности в школе, ПСГ (2011–2011)
- Организация школ и интеграция учащихся: проблемы социальной дифференциации и этнической сегрегации в школах РФ (2010–2010)
- Образовательные пути в школе: социальные горизонты, капиталы родителей, ресурсы и качество школы. Этничность и миграция (2009–2009)
- Школьная дифференциация и ее последствия: образовательный выбор и благополучие учеников, ПФИ (2017)
- Школьная дифференциация и ее последствия: образовательный выбор, ПФИ (2016)
- Школьная дифференциация и ее последствия, ПФИ (2015)
- Дифференциация школ и социальная среда школьников, ПФИ (2014)
- Статусные группы, карьерные траектории и идентичность школьных учителей, НИР (2014)
- Социальный порядок в условиях деиндустриализации, НИР (2014)
- Социальная среда школы и эмоциональное благополучие школьников, ПФИ (2013)
- Многоуровневый анализ социальных сетей подростков, НИР (2013)
- Социальная организация школы, ПФИ (2012)
- Система образования: организационная среда школ и интеграция мигрантов, ПФИ (2011)
'HSE University Taught Me to Think Critically'
Alexandra Kislyonkova, 27, originally from Kazakhstan, graduated with a bachelor’s degree in Sociology and Social Informatics from HSE University in St Petersburg. After completing her bachelor's, Alexandra pursued a master’s in the 'Science of Learning and Assessment' programme at HSE University in Moscow. Alexandra is currently a PhD student in the Quantitative Methods, Measurement, and Statistics programme at the University of California, Merced, where she also holds a teaching position in the Psychology programme. We asked Alexandra about her studies at HSE University, her scientific interests, the subject of her dissertation, and... how to marry an HSE University student!
«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»
Марина Градусова в прошлом году выпустилась с образовательной программы «Социология и социальная информатика». За четыре года она успела получить и потерять скидку, а потом перевестись на бюджет. Главным подспорьем на пути к бюджетному месту для выпускницы стал интерес к учебе. Помимо этого Марина участвовала во внеучебной жизни кампуса: была куратором для первокурсников и делегатом от программы в Студенческом совете. Обо всем этом и советах для абитуриентов — в нашем интервью.
«Социолог должен уметь работать и с людьми, и с данными»
Программа «Социология и социальная информатика» подойдет тем, кто интересуется общественными процессами, жизнью людей и анализом данных. На программе 50 бюджетных, 35 платных и 1 платное место для иностранцев. Поговорили об особенностях и преимуществах программы с ее академическим руководителем Анной Валентиновной Немировской.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве
Департамент медиа запустил регулярный научный семинар
В Питерской Вышке стартовал регулярный научный семинар «Современные медиа: структура и эффекты». К участию приглашены профессорско-преподавательский состав всех кампусов Высшей школы экономики, студенты и спикеры из сферы медиакоммуникаций и гости из других вузов.
«Нам удалось ухватить разнообразный ландшафт высшего образования в Индии»
Делегация НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетила индийские вузы. Представители питерской Вышки побывали в восьми университетах, провели 11 встреч с руководством, преподавателями и научными сотрудниками. Участники поездки рассказали о впечатлениях, достигнутых договоренностях, культурных особенностях Индии.
Профессор Д.А.Александров прочитал лекцию в Индийском технологическом институте Дели
Ординарный профессор НИУ ВШЭ Даниил Александров прочитал студентам IIT Delhi лекцию «Женщины в STEM» (STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics: наука, технология, инженерное дело и математика). В ней он описал результаты исследований, посвященных гендерной сегрегации в образовании. «Уверен, что ученым Вышки будет интересно работать с коллегами из Индии в совместных проектах, а возможности обменов будут очень популярны среди студентов и преподавателей», — подчеркнул Даниил Александров.
ВШЭ и Индийский технологический институт Дели договорились о совместных исследовательских проектах
НИУ ВШЭ — Санкт Петербург и один из ведущих индийских вузов — Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi) — договорились о запуске совместных исследовательских проектов в области социальных, политических и гуманитарных исследований и анализа данных для студентов магистратуры. С российской стороны работу будет координировать Санкт-Петербургская школа социальных наук НИУ ВШЭ.
Бесшовный переход от школы к университету: в Питерской Вышке прошел семинар для педагогов
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провел школу-семинар для специалистов в области среднего образования. Профессора Вышки вместе с преподавателями и директорами школ Петербурга и Ленинградской области обсудили, как помочь старшеклассникам подготовиться к поступлению в вуз.
«С одной стороны — недостроены, с другой — переконтролированы»
В последние полтора года в школах России произошли и продолжаются многочисленные изменения: утвердили единые программы обучения по всем предметам и одинаковые для всех учебники, ввели патриотические и идеологические элементы, выпустили новое пособие по истории. Как это повлияло на учеников и педагогов и что на самом деле происходит в учебных заведениях России, «Ленте.ру» рассказали учителя, школьники и их родители.
В новом материале Ленты.ру своим мнением поделился Даниил Александрович, заведующий Лабораторией.
Питерская Вышка на Архитектурно-градостроительном форсайте РБК
16 октября стартовал Архитектурно-градостроительный форсайт РБК, в котором примут участие студенты Питерской Вышки. Тема этого года — «Шаг за город — каким будет новый формат в петербургской агломерации?»
Круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования»
Делимся свежими новостями из жизни лаборатории. Вчера, 20 сентября, Даниил Александрович Александров выступил с докладом на круглом столе «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования».
«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»
Марина Градусова в этом году выпускается с образовательной программы «Социология и социальная информатика». За четыре года она успела получить и потерять скидку, а потом перевестись на бюджет. Главным подспорьем на пути к бюджетному месту для выпускницы стал интерес к учебе. Помимо этого Марина участвовала во внеучебной жизни кампуса: была куратором для первокурсников и делегатом от программы в Студенческом совете. Обо всем этом и советах для абитуриентов — в нашем интервью.
Продолжение работы в Новосибирске: анкетирование школьников и методологические доработки
Исследование в Новосибирске идет своим чередом: каждый день мы приезжаем в школу и опрашиваем учащихся школ. Однако не всегда все идет по плану. Рассказываем про нашу работу в поле.
«Мало уметь обрабатывать статистические данные, нужно любить людей»
Сотрудники ВШЭ — о профессиональных возможностях социологов в университете
«Сияю от того, что я здесь»: как прошел День открытых дверей в Питерской Вышке
В это воскресенье Питерская Вышка провела День открытых дверей для всех программ бакалавриата в формате фестиваля с лекциями и мастер-классами. День открытых дверей состоялся в два потока, всего в нем приняли участие 1118 человек. Как прошло самое масштабное мероприятие в этом году и чем запомнилось участникам — в нашем материале.
«Социолог должен уметь работать и с людьми, и с данными»
Программа «Социология и социальная информатика» подойдет тем, кто интересуется общественными процессами, жизнью людей и анализом данных. На программе 50 бюджетных, 35 платных и 5 платных мест для иностранцев. Поговорили об особенностях и преимуществах программы с ее академическим руководителем Анной Валентиновной Немировской.
Переговоры в Департаменте образования и представление исследования директорам школ г. Новосибирска
2 декабря Лаборатория и партнеры посетили мэрию г. Новосибирск. Рассказываем о результатах прошедшей встречи.
Зачем учиться в университете и как выбрать вуз — итоги «Одного дня с Питерской Вышкой»
В минувшие выходные в корпусе Питерской Вышки на Кантемировской в новом формате прошло мероприятие для абитуриентов — «Один день с Питерской Вышкой» провели 197 школьников из разных городов и регионов. Они послушали настоящую академическую лекцию и посетили профориентационный семинар, а самые активные получили сувениры от кампуса.
Экспедиция в Выборгский район: день 6
В пятницу мы отправились в поле в последний раз за эту экспедицию. Благо погода способствовала продуктивному дню: Выборгский район тонул в ярких красках осеннего леса и полуденного солнца :)
«Я ни разу не пожалела, что поступила на социологию»
Алина Каманина — выпускница бакалавриата Питерской Вышки по социологии. Уже два года она работает гейм-аналитиком в компании G5 Entertainment AB. Поговорили с выпускницей, как она пришла в гейм-индустрию, по каким параметрам выбирала университет и почему считает критическое мышление главным университетским навыком.
Д.А. Александров поговорил с "МК" о подростковой агрессии
Профессор Даниил Александрович Александров рассказал «МК» о агрессивном поведении учеников в школе.
«Не переживайте насчет будущего»
Увлечения и творчество наших выпускников очень разнообразны. На этот раз мы поговорили с выпускником 2017 года ОП «Социология» - Георгием Бергом. О Вышке, музыкальной "кухне", первом музыкальном альбоме и личных лафхаках - в новом интервью.
Семинар по стратегическому проекту «Доказательная урбанистика»
Сотрудники факультета городского и регионального развития, составляющие ядро команды стратпроекта, отчитались о текущей работе перед научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым.
Даниил Александров для ЛентыРу
Из нового комментария можно узнать об особенностях и недостатках китайской системы образования, следствиях парадокса сосуществования коллективизма и индивидуализма, а также о том, как излишнее обучение может привести к психологической перегрузке.
Комментарий Даниила Александрова об образовательной стратегии 9-летней студентки МГУ
В материале "Московского Комсомольца" заведующий Лабораторией обращает внимание на то, что учебные учреждения служат не только проводниками знаний, но местом для развития социальных навыков.
New Master’s Programme 'Data Analytics for Politics and Society' Celebrates a 'New Year'
Ksenia Tenisheva, Academic Supervisor of the Programme, tells our editorial board about the programme's 'big start', its talented students and reveals ambitious plans for the future.
Даниил Александрович Александров - об исследовании буллинга в российских школах.
Почему в школах с хорошим социально-психологическим климатом агрессия со стороны сверстников переживается жертвой сильнее? В каком возрасте дети чаще подвергаются травле? Как агрессия в школе связана с локальной окружающей средой? Как правильно помогать?
Даниил Александров для Ленты.Ру
О том, как сформировавшиеся культурные особенности переходят в индивидуальное поведение, попадании в зазор между социальными группами и чувстве "обиженности" среди мигрантов второго и третьего поколения, а также о полемике Симоньян и Кадырова.
Даниил Александров для Lenta.Ru: "важно различие, а не какой-то национальный ярлык"
В последнее время тема трудовых мигрантов в России стала чаще появляться в новостной повестке. Кажется, что конфликты между местными и приезжими обострились. Так ли это?
Даниил Александров для Lenta.RU
Даниил Александров для Lenta.RU - о ярлыке "вундеркинда", специальных школах для талантливых детей, ранней диагностике способностей, влиянии образования на количество одаренных учеников и многом другом.
«Social Sciences Honours Track позволяет выйти за рамки своей академической программы»
Social Sciences Honours Track — проект Школы социальных наук и востоковедения с углубленным обучением. Он помогает студентам расширить кругозор в области социальных наук. Редакция портала попросила участников трека поделиться впечатлениями о нём.
«Эта программа требует огромного любопытства, желания работать и получать интересные результаты»
Стать продуктовым аналитиком в Okko, закончить две магистерские программы, написать диплом о компьютерных играх, поступить в аспирантуру и стать преподавателем Вышки — о своем карьерном пути рассказывает Ирина Бусуркина, выпускница МП «Современный социальный анализ» 2020 года, аспирант департамента социологии.
Даниил Александров о рисковом поведении подростков и сексуальном образовании в России
Почему взрослые избегают разговаривать о сексе с подростками? Кто в ответе за просвещение по теме - семья или школа? И почему диалог происходит скорее поздно, чем рано?
Большое интервью Даниила Александрова про буллинг и травлю в российских школах
В материале "Важных историй" затрагивается ряд важных тем:
ᅠ- почему необходимо спрашивать самих детей о том, что они опознают как травлю?
ᅠ- правда ли, что полностью устранить агрессию из детской среды - невозможно, получится только ее уменьшить?
ᅠ- что не так с установкой родителей на школьные образовательные достижения?
ᅠ- почему прямое наказание не работает для подростков, которые проявляют агрессию специально для того, чтобы показать свой повысить свой социальный статус?
Социологи изучают общество
Всем известно, что социологи изучают общество. Но как именно они это делают?
Даниил Алексадров об агрессии в подростковой среде
Даниил Александров рассказал "РБК Петербург" о том, из-за чего насилие и травля чаще происходят в гимназиях, почему подросток выбирает школу в качестве мишени, и о специфике подростковой среды в России.
Даниил Александров о социальных лифтах и мобильности в СССР и России
Какие социальные лифты существовали в СССР и как они выглядят в России сейчас? Почему представители регионов не попадают в управленческую элиту? Кого сегодня можно отнести к российской элите?
Рассказывает Даниил Александров в интервью для "Аргументов и фактов"
«Вышка зажгла во мне неподдельный интерес к социологии»
Студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика» Анастасия Кузнецова активно вовлечена в науку. Она дважды ездила в социологические экспедиции и активно работала в лаборатории «Социология образования и науки». Недавно она выиграла немецкую стипендию DAAD для учёбы в магистратуре за границей. Анастасия рассказывает, как она занималась наукой в Питерской Вышке.
Изучение поведения пользователей социальных сетей на курсе “Digital Social Research”
Во время учебы в бакалавриате студенты-социологи проходят множество различных курсов, в том числе дисциплины по выбору. Одна из таких дисциплин - “Digital Social Research”. На курсе, посвященном цифровым социальным исследованиям, студенты учатся тому, как и какие цифровые данные можно использовать для изучения социальных процессов, пробуют самостоятельно их собирать и анализировать. В четвертом модуле в рамках курса cтуденты под руководством Бусуркиной Ирины Петровны и Александрова Даниила Александровича занялись изучением поведения пользователей социальных сетей. О том, как проходит обучение на дисциплине и чем занимаются студенты, участвующие в проекте по изучению социальных медиа, читайте в заметке.
Питерская Вышка участвует в формировании коллективного иммунитета
Завершается первая неделя выхода кампуса с дистанта в офлайн. Постепенное возвращение в учебные аудитории как проявление процесса активизации городской жизни связано с показателями переболевших и вакцинировавшихся, у которых формируется устойчивый иммунный ответ на коронавирус. Исследования подтверждают — вакцина снижает нагрузку на организм и в целом способствует сокращению циркуляции вирусов.
Между Питером и Москвой: сотрудники международной лаборатории создали новую научную школу
В России 2021 год был объявлен Годом науки и технологий. В НИУ ВШЭ развитию науки всегда уделялось особое внимание, и важную роль в становлении университета как мирового исследовательского центра сыграли более 40 международных лабораторий. Одной из первых в 2010 году была организована Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ), ее научным руководителем стал американский социолог и политолог Рональд Инглхарт. Редакция портала расспросила заведующего ЛССИ, профессора ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуарда Понарина о том, как работала лаборатория в прошедшее десятилетие.
MiC DRoP или как успешно превратить студенческие проекты в полноценную конференцию
На образовательной программе «Социология и социальная информатика» проходит постерная онлайн-конференция Mini-Conference of Demo-Reviews of Рисёрч.
«Анализ данных для государства и общества»: как подружить программистов с социальными исследователями
В этом году в Питерской Вышке открывается еще одна магистерская программа — «Анализ данных для государства и общества». На ней ждут абитуриентов, готовых решать сложные социально-политические задачи. Почему в качестве основного формата обучения была выбрана проектная работа, как будет организовано международное сотрудничество и где смогут работать выпускники, рассказал академический руководитель программы Даниил Александрович Александров.
Поздравляем Савельеву Светлану Сергеевну с защитой кандидатской диссертации
02 февраля 2021 года состоялась защита диссертации Савельевой Светланы Сергеевны на тему «Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системах»
«Я не чувствую себя взрослой исследовательницей»
Анастасия Меньшикова — выпускница ОП «Социология и социальная информатика» 2018 года. После окончания магистратуры в Нидерландах, она на данный момент является аспиранткой шведского университета Norrköping. Анастасия рассказала о развитии своей академической карьеры, формировании научных интересов и планах на дальнейшее будущее.
Заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Александров Д.А. и директор центра молодежных исследований Омельченко Е.Л. в топ-50 российский практических социологов!
Ученые факультета Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения проф. Александров Даниил Александрович и проф. Омельченко Елена Леонидовна попали в топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере социологии по данным экспертов Центра политической конъюнктуры https://cpkr.ru/.
Двое ученых Питерской Вышки вошли в топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных социологов-практиков
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) опубликовал рейтинг социологов-практиков, в который вошли представители Высшей школы экономики. Двое из них — исследователи и профессора НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург: Даниил Александрович Александров и Елена Леонидовна Омельченко.
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге запускает серию научно-познавательных вебинаров «OnLab»
Первый вебинар, «Анализ трансформации и сценарии развития российского рынка труда», пройдет 9 июня в 17:00
Академическое чтиво
О своих любимых книгах – научных и художественных – рассказывает профессор петербуржской Вышки Даниил Александров
Социологи Питерской Вышки запустили наукометрический блог, где изучают исследования о мировых эпидемиях и пандемии COVID-19
Наукометрический блог Pandemic Science Maps запустили сотрудники лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. На сайте публикуют обзоры на статьи о мировых эпидемиях и препринты исследований коронавируса. Блог поможет быстро сориентироваться в исследованиях ученым, журналистам и всем, кто хочет получить достоверную научную информацию об эпидемиях в целом и текущей пандемии в частности.
Карантин против эпидемии – история и стратегии
В эфире «Эха Москвы в Петербурге» Даниил Александрович Александров, заслуженный профессор НИУ ВШЭ и заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» рассказал, какие выводы мы можем сделать из эпидемий прошлого, можно ли бороться с вирусом «нефармацевтическими методами» и стоит ли ограничивать себя в интернет-потреблении.
Молодость и веселая статистика: как прошла зимняя школа Современного социального анализа?
С 29 февраля по 1 марта 2020 года в Питерской Вышке прошла зимняя школа, на которой была представлена 21 магистерская программа. Все выходные будущие абитуриенты слушали лекции, обсуждали вопросы, связанные с поступлением, участвовали в мастер-классах и воркшопах и, конечно же, заводили новые знакомства! В этой статье мы расскажем, как прошла зимняя школа магистерской программы «Современный социальный анализ».
«Я открыла для себя специальность с другой стороны» — как в Питерской Вышке прошла Зимняя школа
Петербургский кампус презентовал магистерские программы, провел интеллектуальный квиз и накормил участников блинами. Пообщаться с преподавателями и руководителями магистратур приезжали абитуриенты из разных городов России. Рассказываем, что происходило на Зимней школе — 2020.
«Открываем Россию заново»: итоги экспедиционного сезона 2019
25-го ноября в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошла конференция по итогам экспедиционного сезона «Открываем Россию заново» 2019. Студенты и преподаватели презентовали результаты восьми экспедиций, рассказали, как ездили изучать Исламское образование, чувашский диалект, историческую память затопленных городов на Волге и многое другое. Докладчики поделились не только новыми эмпирическими данными, но и дальнейшими планами исследований, а также обсудили насущные организационные моменты.
СЛОН на ID Conference
В двадцатых числах октября в Санкт-Петербурге состоялась большая конференция, посвященная вопросам миграции и разнообразия (ID Conference). Лаборатория социологии образования и науки не просто принимала участие в этой конференции - доклады представляли Даниил Александров и Светлана Савельева, но и выступила организатором целой секции “Миграция, неравенство и идентичность”.
Читайте в новом материале, какие темы обсуждались на этой секции, почему важно рассматривать и практическую, и теоретическую сторону проблемы и для чего нужна дискуссия в вопросах миграции.
Конференция INAS 2019 (фоторепортаж)
Организаторы, участники и волонтеры конференции INAS 2019 – об ожиданиях, о том, что запомнилось и впечатлило больше всего и в целом о конференции
Конференция INAS 2019
В первые дни лета Петербург насыщался не только греющим солнечным светом, но и впитывал познания крупнейших ученых в области аналитической социологии – с 31 мая по 2 июня в корпусе на Кантемировской НИУ ВШЭ впервые в России прошла двенадцатая конференция INAS. Репортаж Анастасии Кузнецовой с места событий.
Lab Project: Виктор Карепин о лаборатории «Социология образования и науки»
«После бакалавриата у меня была возможность продолжать проект по миграции и работать с теми людьми, которые есть в лаборатории. Это стало одной из главных причин, почему я остался здесь и не пробовал поступить в другие университеты, например, в московскую Вышку или за рубеж»
Высшую школу экономики в Петербурге посетил Александр Беглов
18 декабря Высшую школу экономики в Санкт-Петербурге посетил временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов. Экскурсию по учебному корпусу на Кантемировской улице провели ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников.
«Назад в будущее» вместе с Питерской Вышкой
С 19 по 21 ноября в барах города пройдет просветительский фестиваль «Назад в будущее». На нем ученые Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге расскажут о самом важном, что произошло с Россией за 20 лет.
20 фактов о питерском кампусе ВШЭ к его 20-летию
Санкт-петербургскому кампусу НИУ ВШЭ исполнилось 20 лет. Большой праздник, посвященный юбилею, прошел в минувшие выходные. Поздравляем коллег и рассказываем самые интересные факты о питерской Вышке. Бонус — фоторепортаж с празднования.
Об учебе на "Социологии и социальной информатике"
Своими впечатлениями от учебы в Питерской Вышке, а также от участия в многочисленных конференциях и студенческих проектах поделилась выпускница образовательной программы "Социология и социальная информатика" Анастасия Кузнецова.
Высокая оценка заслуг
Сразу двум ученым НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург был присужден статус заслуженных и ординарных профессоров.
Сотрудникам ВШЭ присвоили звание заслуженных и ординарных профессоров
На заседании Ученого совета 22 июня было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора преподавателям и сотрудникам Вышки. Также в этот день 16 сотрудникам ВШЭ был впервые присвоен почетный статус «Заслуженный профессор Высшей школы экономики».
Neighbours: Who is Close to HSE in Rankings. Part 2, Sociology
We continue talking about universities that are alongside HSE in the 51–100 group in various subject areas in the QS ranking. Today we have sociologists speaking about their ‘neighbours in the ranking’.
Раннее алкогольное созревание
Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.
Раннее алкогольное созревание
Когда российские подростки начинают пить
Вторая международная конференция "Цифровые трансформации и глобальное общество" (DTGS’17)
С 21 по 23 июня 2017 года состоялась вторая международная конференция "Цифровые трансформации и глобальное общество" (DTGS’17), посвящённая различным аспектам развития информационного общества. Организаторами конференции выступили НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург) и Университет ИТМО.
Юбилей Даниила Александровича Александрова
23 июня юбилей Даниила Александрова, заместителя директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Научные комиссии: радости и трудности
Самостоятельность – это хорошо или плохо? Распределение денег «на местах» – это экономия или перерасход? Участники научных комиссий ВШЭ рассказывают о своем опыте.
Высшая школа экономики на ПМЭФ
В этом году Высшая школа экономики (московский и петербургский кампусы) впервые не только участвовала в деловой программе Петербургского международного экономического форума, но и была представлена на нем отдельным стендом.
Соседи: кто находится рядом с Вышкой в рейтингах. Часть 2, социология
Мы продолжаем рассказывать об университетах, которые вместе с Вышкой входят в группу 51-100 по различным направлениям предметного рейтинга QS. Сегодня о «соседях по рейтингу» говорят социологи.
После Вышки в магистратуру в ведущие европейские вузы
Весна, как всегда, приносит с собой замечательные новости о зачислении заканчивающих последний курс студентов на магистерские программы. Недавно стало известно, что двое студентов бакалаврской программы «Социология и социальная информатика» – Денис Булыгин и Станислав Поздняков – были приняты в магистратуру в ведущие европейские вузы, входящие в ТОП-100 мировых рейтингов – Уппсальский Университет в Швеции на программу Human-Computer Interaction и Орхусский университет в Дании на Information Studies. Более того, и Денис, и Стас получили полные стипендии, покрывающие обучение и проживание.
В чем обычные школы не уступают элитным
Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе
International Student Research Conference at HSE St. Petersburg
On February 2-3, 2017 the Higher School of Economics in St. Petersburg hosted the International Student Research Conference. The campus became a meeting point for young researchers and professors from Belarus, Denmark, Finland, Germany, Hungary, Kazakhstan, Norway, Portugal, Russia, the UK, and Ukraine. For two days, participants attended lectures delivered by keynote speakers, presented posters and discussed issues of social informatics, applied data analysis, regional planning and development, sustainable tourism and development, modern Asia, finance, economic growth, logistics, usable pasts and political science. Sessions covered a wide variety of research interests.
Почему растет подростковая агрессия
В подростковом коллективе издевательства и оскорбления должны встречать осуждение. Иначе агрессор набирает популярность и навязывает свой стиль поведения остальным.
Research Internship at Laboratory of Sociology in Education and Science in St. Petersburg
Since the beginning of this academic year, Marika Sharashenidze has been a research intern at theLaboratory of Sociology in Education and Science (LSES) in St. Petersburg.
Web Science-2017 в Санкт-Петербурге!
Поздравляем коллег с победой в конкурсе на проведение Летней Школы WSTNet Web science Summer School!
Как родители выбирают школы для детей
На выбор школы для ребенка может влиять специфика района, где живет семья: его расположение, социальные особенности и местная образовательная система.
HSE Researchers Present Their Study on Educational Migration
Research projects on social informatics of the Laboratory of Sociology in Education and Science have been presented at two conferences in Germany.
Ученый из НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург выступил оппонентом на защите диссертации в Эстонии
25 ноября заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров выступил оппонентом на защите PhD-диссертации в Тартусском университете. Во многих странах Европы при защите диссертаций оппонентами выступают коллеги из других стран. Такое приглашение — знак признания для самого ученого и вклад в репутацию университета в целом.
53%
подростков, проживающих в селах, хотят уйти из школы после 9-го класса.
16,2%
школьников, которые учатся в школах ближайшего Подмосковья, — это дети, для которых русский язык неродной.
«Команда ЛИА и ИНИИ готова играть по правилам мировой науки»
В Вышке прошла юбилейная конференция, посвященная 10-летию Лаборатории институционального анализа экономических реформ и 5-летию Института институциональных исследований ВШЭ. О том, с чего все начиналось и что сегодня представляют собой ЛИА и ИНИИ, рассказали участники конференции.
Oxford Professor Visits HSE in Saint Petersburg
At the invitation of the Laboratory of Sociology in Education and Science, renowned sociologist and statistician Tom Snijders is visiting HSE St. Petersburg on March 9-12. Dr. Snijders is a Professor at Oxford University (Great Britain), an emeritus fellow of Nuffield College, and a Professor at the University of Groningen (Netherlands).
6%
школьников занимаются в научно-технических кружках, в основном в математических и компьютерных. Это, как оказалось, экзотические увлечения.
Фальшивые диссертации - один из элементов разрушения науки
«Российскую науку наводнили фальшивые диссертации, а получение ученых степеней и почетных званий давно уже стало удобным трамплином для построения карьеры. Все это приводит к девальвации системы ценностей и извращает саму суть научных работ».Важную тему, поднимаемую порталом Lenta.ru в статье «Страсть к науке по наследству», комментирует Даниил Александров, заместитель директора и профессор кафедры социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ.
Санкт-Петербургский кампус ВШЭ ждет реформа факультетов
Вслед за московской Вышкой процесс укрупнения факультетов затронет и кампус ВШЭ в Санкт-Петербурге. Новая структура кампуса будет включать юридический факультет, а также два факультета, которые получат названия школ — Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук и Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента ВШЭ.
Российский сетевой анализ начинается в Вышке
В Высшей школе экономики создана Международная лаборатория прикладного сетевого анализа. О развитии нового научного направления и основных задачах лаборатории рассказывают ее руководители — профессор Университета Индианы Стэнли Вассерман и заместитель декана факультета менеджмента ВШЭ Валентина Кускова.
Тест-драйв в Питерской Вышке: школьники узнали, каково это — быть студентами
26 марта завершилась четырехдневная программа «Тест-драйв в Питерской Вышке», которая собрала около 150 старшеклассников из 22 регионов России в пансионате «Стрельна», чтобы рассказать, показать, в конце концов, дать испытать на себе, что такое быть студентом Санкт-Петербургского кампуса Высшей школы экономики.
Антишкольной культуры, характерной для развитых стран, в России нет
15 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние окружения школьников на их желание учиться. С докладом «Антишкольная культура, эффект школы и социальные сети школьников» выступил замдиректора Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.
HSE Sociologists in Europe
The conference ESA 2013 – Crisis, Critique and Change took place in Turin, in Italy at the end of August 2013. It was organized jointly by the ESA and the Turin University Department of Culture, Politics and Society. Three papers from the Laboratory for Sociology Education and Science at HSE Saint Petersburg Campus were presented at the conference.
Партнерство с Маастрихтским университетом
В марте двое сотрудников Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Екатерина Шишова и Виктория Сенева вернулись из двухнедельной поездки в Нидерланды. Визит проходил в рамках партнерской программы между Лабораторией «Социология образования и науки» ВШЭ в Санкт-Петербурге и департаментом социальной медицины Маастрихтского университета.
Российское социальное гетто
Сегодня в Русском Репортере вышел материал, подготовленный при участии Даниила Александрова, декана факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.
Чего мы хотим и что получаем от школы: опыт США
4 декабря прошел семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ВШЭ. С докладом «Америка за школьной партой» выступила одна из самых известных американских специалистов в области образования, сыгравшая ключевую роль в обновлении системы подготовки исследователей в области образования в США, профессор Патриция Грэм (Рatricia Albjerg Graham, USA).
Вышка привела музей к детям
23 октября в школе № 259 прошла презентация проекта «Мультишкола», подготовленного лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, Музеем Анны Ахматовой и Гете-институтом.
Правительственные награды
3 октября в Доме Правительства РФ ряду сотрудников Высшей школы экономики были вручены правительственные награды.
Правительственные поощрения для сотрудников ВШЭ
За заслуги в научной работе и преподавательской деятельности ряд сотрудников Высшей школы экономики удостоен правительственных наград. Соответствующее распоряжение подписал 10 сентября Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.