Тенишева Ксения Алексеевна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Департамент социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат социологических наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность Социальная структура, социальные институты и процессы, тема диссертации: Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы школьников (на примере школ Санкт-Петербурга и Московской области)
- 2012
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Факультет социологии, специальность «Социология», квалификация «Магистр социологии»
- 2010Бакалавриат: Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ, факультет: Факультет социологии
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Участие в совместной работе над проектом "School segregation" в университете г. Вупперталь, 15-30 сентября 2014
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2019-2020)
Категория "Новые исследователи" (2014)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Data Analysis in Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Data Analysis: Advanced Level (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Methodology and Methods of Social and Political Research II (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Methodology and Methods of Social and Political Research (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Methodology and Methods of Social and Political Research (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Project Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Social and Political Attitudes (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; направление "41.04.04. Политология", направление "41.04.04. Политология"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Data Analysis (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Methodology and Research Methods of Political Science (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Research Seminar "Data Analytics for Politics and Society" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Project Seminar (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Social and Political Attitudes (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Data Analysis in Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Research Seminar "Dimensions of Social Inequality: Migration and Ethnicity" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar "Dimensions of Social Inequality: Migration and Ethnicity" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociological Theory (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Конференции
- 2018XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Локальная образовательная система: концепция и результаты эмпирического анализа
- European Association for Research on Adolescence Conference (Гент). Доклад: The role of extracurricular activities in development of adolescents' positive self-concept and academic achievement
- 2016XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Cтратегии родителей при выборе начальной школы в условиях различных локальных контекстов
- 2015Culture in society, between groups and across generations (Москва). Доклад: Migrant adolescents in Russian schools: a shift in values?
- Culture in society, between groups and across generations (Москва). Доклад: Migrant minority children in Russian schools: inter-ethnic relations and pro/anti-school culture
- Образование и мировые города: перспективы БРИКС (Санкт-Петербург). Доклад: Образовательные стратегии горожан
- (Persistent) Inequalities Revisited (Monte Veritá). Доклад: Safe Path to Higher Education: Risk Aversion in Choosing Educational Pathways
- 2014ECER 2014, Porto The Past, Present and Future of Educational Research in Europe. Доклад: Academic Resilience Of Minority Students
- EUSN - European Conference on Social Networks (Барселона). Доклад: Academic self-concept in school peer networks
- XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» (Москва). Доклад: Успеваемость и аттитюды школьников: гендерные эффекты
- 2013ESA 11th Conference: Crisis, Critique and Change (Turin). Доклад: Technical College as a Low-Risk Strategy in the Face of Economic Uncertainty
- The European Conference on Educational Research ECER 2013 (Стамбул). Доклад: Technical College as a Low-Risk Strategy Under Economic Uncertainty
Публикации17
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S., Evgeny Kochkin. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems / Sociology of Education and Science Laboratory. Series WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL". 2012.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (краткая версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Костенко В. В., Савельева С. С., Тенишева К. А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (полная версия). М. : Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012.
- Препринт Tenisheva K., Alexandrov D. A. Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013.
- Препринт Alexandrov D. A., Tenisheva K., Savelyeva S. Safe Mobility: University after Technical College Pathway / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2015. No. WP BRP 27/EDU/2015 .
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.
- Статья Тенишева К. А. «Большая рыбка в маленьком пруду»? Социальное сравнение в российской школе // Социология образования. 2016. № 8. С. 68-79.
- Статья Тенишева К. А., Александров Д. А. Неравенство в образовательных успехах в российской школе: класс, гендер, этничность // Социология образования. 2016. № 1. С. 64-74.
- Глава книги Тенишева К. А., Александров Д. А. Неравенство в образовательных успехах и планах школьников: роль миграции, этничности и социального статуса // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 3.2. С. 226-247.
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С. 217-241. doi
- Статья Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 199-229. doi
- Статья Тенишева К. А., Савельева С. С., Александров Д. А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 44-84.
- Книга Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Тенишева К. А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018. doi
- Статья Musabirov I., Поздняков С. И., Tenisheva K. Predictors of Academic Achievement in Blended Learning: the Case of Data Science Minor // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14. No. 5. P. 64-74. doi
- Статья Тыканова Е. В., Тенишева К. А. В ПЛЕНУ «ЭФФЕКТА СОСЕДСТВА»: СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И АКТИВИЗМ В НОВЫХ АНКЛАВНЫХ ЖИЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСАХ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 7-35. doi
- Статья Тыканова Е. В., Тенишева К. А. Восприятие беспорядка и социальный контроль в новых жилых массивах: опыт социологического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 232-257. doi
- Статья Тенишева К. А., Болотова В. А. Академическая резильентность учащихся российских школ: возможности компенсации низкого семейного статуса и последствий школьного буллинга // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 241-274. doi
Опыт работы
Опыт работы
Ноябрь 2007-по настоящее время сотрудник НУЛ СОН НИУ-ВШЭ, СПБ
2012 – по настоящее время преподаватель департамента социологии, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Исследовательский опыт:
- 2012 – настоящее время Ежегодные гранты Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, исследователь, аналитик
- январь – декабрь 2012 Коллективный исследовательский проект «Внешкольная занятость российских школьников», исследователь, аналитик
- май – декабрь 2011 совместный проект НУЛ СОН и санкт-петербургского центра международной кооперации Красного Креста и ЮНЕСКО «Дети – неграждане в Санкт-Петербурге», исследователь, аналитик
- май 2010 – 2011 Коллективный проект «Выбор образовательного пути: Моделирование структурными уравнениями», исследователь
- февраль – декабрь 2010 Коллективный проект «Взаимодействие лидеров сообществ: Роль школы в сельских сообществах», исследователь, аналитик
- февраль – декабрь 2010 Коллективный проект «Школьная организация, школьная дифференциация и интеграция учащихся», исследователь, аналитик
- февраль – декабрь 2009 Коллективный проект «Образовательный выбор и образовательные возможности девятиклассников: социальные горизонты, родительские капиталы и качество школы», исследователь, аналитик
- июнь 2007– декабрь 2009 Исследовательский проект “Образовательный выбор и образовательные возможности 9классников: социальные перспективы, родительский капитал и качество школы» (Исследователь, менеджер)
- апрель 2006 – август 2009 Коллективный проект «Воспроизводство социального неравенства», спонсированный центром социального обслуживания «Хамовники», исследователь
Информация*
- Общий стаж: 16 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
Летние школы:
3rd International Bamberg Summer School in Empirical Education Research on “Institutional and Contextual Determinants of Educational Judgment, Decision Making and Learning”, Бамберг, Германия (Сентябрь 2010)
ECPR Summer School in Methods and techniques, курс «Qualitative Data Analysis using NVivo8», Любляна, Словения (Август 2009)
Сфера интересов:
- Социология образования;
- mixed-method research;
- frame studies;
- исследования сплоченности сообщества;
- латентные функции социальных институтов;
- социальная стратификация;
- event history analysis.
Преподаватели и студенты департамента социологии приняли участие в конференции «Тревожное общество-4. Структурные поломки и проблемы социального выбора»
3-4 октября 2024 г. состоялась Всероссийская научная конференция «Тревожное общество-4. Структурные поломки и проблемы социального выбора». Организаторами конференции выступили Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН и Санкт-Петербургская ассоциация социологов.
В Питерской Вышке подвели итоги конкурса лучших преподавателей
В 2024 году студенты Питерской Вышки признали лучшими 110 преподавателей, семь из них вошли в список в том числе за успешное научное руководство.
«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»
Марина Градусова в прошлом году выпустилась с образовательной программы «Социология и социальная информатика». За четыре года она успела получить и потерять скидку, а потом перевестись на бюджет. Главным подспорьем на пути к бюджетному месту для выпускницы стал интерес к учебе. Помимо этого Марина участвовала во внеучебной жизни кампуса: была куратором для первокурсников и делегатом от программы в Студенческом совете. Обо всем этом и советах для абитуриентов — в нашем интервью.
«Выпускнику Вышки, в том числе социологу, легко попасть в IT»: выпускница Арина Быкова о работе в «Яндексе»
Арина Быкова — выпускница программы «Социология и социальная информатика» 2020 года. Больше двух лет она проработала в компании Selectel, а затем перешла в «Яндекс 360» на позицию менеджера по HR-маркетингу. Интерес к маркетингу в ней пробудился благодаря учебе в бакалавриате и волонтерству в Центре развития карьеры. Рассказываем, чем интересна учеба на социолога, какие навыки оказались наиболее полезными и как выпускница меняла карьерный трек.
Преподаватели и научные сотрудники департамента социологии признаны лучшими!
По итогам выборов Питерской Вышки 2023 г. статус лучшего преподавателя получили 60 специалистов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
«После перехода на бюджет моя успеваемость только улучшилась»
Марина Градусова в этом году выпускается с образовательной программы «Социология и социальная информатика». За четыре года она успела получить и потерять скидку, а потом перевестись на бюджет. Главным подспорьем на пути к бюджетному месту для выпускницы стал интерес к учебе. Помимо этого Марина участвовала во внеучебной жизни кампуса: была куратором для первокурсников и делегатом от программы в Студенческом совете. Обо всем этом и советах для абитуриентов — в нашем интервью.
«Ищите образование, которое будет для вас увлекательным и полезным»
Магистерская программа «Анализ данных для государства и общества» открылась в Питерской Вышке в 2021 году. О том, как прошла апробация, и какова технология обучения на программе, рассказывает ее академический руководитель Ксения Тенишева.
Master's Programme 'Data Analytics for Politics and Society' Launches Double Degree Track
In the previous interview with the programme's Academic Supervisor we mentioned a promising academic collaboration between HSE University – Saint Petersburg and the University of Milan. More about how the signed agreement on the double degree track will allow the programme's best students to study in Italy for at least a semester and obtain two diplomas issued by both universities tell Ksenia Tenisheva and Prof. Luigi Curini.
New Master’s Programme 'Data Analytics for Politics and Society' Celebrates a 'New Year'
Ksenia Tenisheva, Academic Supervisor of the Programme, tells our editorial board about the programme's 'big start', its talented students and reveals ambitious plans for the future.
Магистратура по анализу данных запустила трек двойного диплома
Питерская Вышка и Миланский университет заключили соглашение о треке двойного диплома для магистерской программы «Анализ данных для государства и общества». Лучшие студенты проведут полгода в Италии и получат дипломы магистров двух университетов сразу.
«Не бойтесь пробовать новое, потому что любой опыт полезен в жизни»
В этом учебном году Виктория Яшина заканчивает учебу на образовательной программе «Социология и социальная информатика» в Питерской Вышке. Виктория поделилась с редакцией портала планами на будущее, а также рассказала о занятиях в театральной студии и руководстве клубом «Художка».
В Питерской Вышке открылся Центр цифровой поддержки
Центр цифровой поддержки в сфере социальных и гуманитарных наук, организованный тремя факультетами кампуса и управлением по информационным технологиям, будет оказывать методическую и технологическую поддержку в освоении курсов, связанных с информационными технологиями.
«Вышка зажгла во мне неподдельный интерес к социологии»
Студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика» Анастасия Кузнецова активно вовлечена в науку. Она дважды ездила в социологические экспедиции и активно работала в лаборатории «Социология образования и науки». Недавно она выиграла немецкую стипендию DAAD для учёбы в магистратуре за границей. Анастасия рассказывает, как она занималась наукой в Питерской Вышке.
Поздравляем победителей и лауреатов конкурса Научно-исследовательских работ студентов 2020 года, а также их научных руководителей!
В этом году по направлению "Социология" бакалаврами было подано более 40 работ, магистрами и выпускниками - более 70.
Среди победителей и лауреатов конкурса - 5 работ, выполненных под руководством преподавателей департамента социологии Школы социальных наук и востоковедения.
Академическое чтиво
О любимых художественных и научных произведениях рассказывают социолог Ксения Тенишева и историк Антон Котенко
Поздравляем наших уважаемых коллег с победой в номинации «Лучший преподаватель 2020»!
С радостью спешим поделиться заслугами наших коллег, ставшими победителями в конкурсе за звание «Лучший преподаватель 2020» по выбору студентов в 2019-2020 учебном году:
– Гарриса Сергеевича Рогоняна - лучшего преподавателя по выбору студентов Юридического факультета;
– Яну Николаевну Крупец – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения;
– Марию Андреевну Сафонову – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения;
– Ксению Алексеевну Тенишеву – лучшего преподавателя по выбору студентов Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения.
СЛОН на ID Conference
В двадцатых числах октября в Санкт-Петербурге состоялась большая конференция, посвященная вопросам миграции и разнообразия (ID Conference). Лаборатория социологии образования и науки не просто принимала участие в этой конференции - доклады представляли Даниил Александров и Светлана Савельева, но и выступила организатором целой секции “Миграция, неравенство и идентичность”.
Читайте в новом материале, какие темы обсуждались на этой секции, почему важно рассматривать и практическую, и теоретическую сторону проблемы и для чего нужна дискуссия в вопросах миграции.
СЛОН на международной конференции
26-27 сентября в Москве состоялась пятая международная конференция, посвященная проблемам современной миграции. СЛОН побывал на конференции в качестве приглашенного участника - Ксения Тенишева выступила с докладом на тему “Migrant children in Russian Schools” и вернулась с занимательными новостями.
Делимся опытом: от преподавателя - будущему преподавателю
Многие студенты магистратуры не только включаются в исследовательские проекты, но и делают первые шаги как преподаватели университета.
Конференция INAS 2019 (фоторепортаж)
Организаторы, участники и волонтеры конференции INAS 2019 – об ожиданиях, о том, что запомнилось и впечатлило больше всего и в целом о конференции
Конференция INAS 2019
В первые дни лета Петербург насыщался не только греющим солнечным светом, но и впитывал познания крупнейших ученых в области аналитической социологии – с 31 мая по 2 июня в корпусе на Кантемировской НИУ ВШЭ впервые в России прошла двенадцатая конференция INAS. Репортаж Анастасии Кузнецовой с места событий.
Кружок качества
Как внеклассные занятия влияют
на успехи школьников
Поздравляем Полину Колозариди и Ксению Тенишеву с успешной защитой кандидатской диссертации
19 мая 2017 в диссертационном совете Д 212.048.01 состоялись защиты диссертаций Колозариди Полины на тему "Интернет-исследования как направление социальных наук: теоретико-методологический анализ" и Тенишевой Ксении на тему "Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы школьников (на примере школ Санкт-Петербурга и Московской области)"
Поздравляем!!!
Социальный контекст школы и образовательные стратегии учащихся
7 февраля состоялся семинар серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований. Тенишева Ксения, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, соискатель степени кандидата социологических наук НИУ ВШЭ представила свой проект о влиянии разных аспектов социального контекста на образовательные успехи и стратегии учащихся