?
Academic career of young scientists: Motivations and professional roles
Статья посвящена проблемам воспроизводства человеческого капитала высшей школы. Снижение показателей результативности аспирантуры обусловило исследовательский интерес к влиянию мотивации поступления в аспирантуру на принятие решений молодыми исследователями и преподавателями относительно своего профессионального развития и выбора роли в академической среде. Методологической базой исследования являются мотивационная теория ожиданий В. Врума, а также теоретические подходы к анализу мотиваций поступления в аспирантуру и ее роли в академической среде. Информационная база основана на результатах проведенного социологического исследования – опроса 1429 аспирантов из 5 федеральных университетов. Авторы подвергают проверке гипотезу о том, что каждая из существующих профессиональных ролей (тьютора, исследователя и администратора) определяется индивидуальным набором мотиваций входа в академическую среду и применяют для этого статистический метод – мультиномиальной логит-регрессии. Выбор академической среды в значительной мере выступает осознанным и самостоятельным. Предпочтение ролей преподавателя и исследователя определяется целенаправленной мотивацией к данным видам деятельности, интересом к особенностям работы в академической среде (гибкий график, стабильная зарплата и др.). Исследовательская стратегия имеет более широкий спектр мотиваций и более устойчива по сравнению с остальными. Выбор карьеры администратора характерен для поступивших в аспирантуру «по инерции». Результаты исследования позволяют выявить ключевые мотивы аспирантов в разрезе предпочтений профессиональных ролей, что имеет ценность при формировании политики отбора аспирантов в соответствии с целями вуза и запросами общества и государства.