?
Ибн Хазм о Боговоплощении и конфессиональном делении в христианстве
Историко-философский ежегодник. 2012. Т. 2011. С. 313-329.
The polemical treatise by Ibn Ḥazm (994–1064), the famous Andalusian Muslim author, has a section on the Incarnation of God, in which the author provides a critical survey of doctrinal divisions in Christianity. Similarly to other Muslim authors, Ibn Ḥazm describes three main Christian denominations: the “Melkites”, the “Jacobites”, and the “Nestorians”. Thus, the Greek Chalcedonians and those of the Latin West were virtually combined into the same denomination. The article discusses Ibn Ḥazm’s arguments against the main Christian dogma with a special reference to the probable influence of the polemical works of the medieval Muslim scholars on the relationship between the two Chalcedonian groups.
Priority areas:
humanitarian
Language:
Russian
Seleznyov N., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 3 С. 9-20
The present article provides some interesting examples of how Christian apologetic discourse was developed within the framework of the ‘Nestorian’ theological encyclopedia written in Arabic in the medieval Mesopotamia. The author illustrates his treatise on love with examples of the Prophets who forgot self, in particular, Abraham and Job (cf. Qurʾān 38) and, finally, refers ...
Added: September 30, 2017
Seleznyov N., Исторический вестник 2017 № 20 С. 294-307
The Book of Sessions (Kitāb al-maǧālis) of Elias of Nisibis is a remarkable example of the Arab-Christian literature of the 11th century CE which is still pending its full critical edition. The content of the book is an account of the discussions between Metropolitan Elias (975–1046) and his Muslim vis-vis — wazir Abū ʾl-Qāsim al-Ḥusayn ...
Added: October 11, 2017
Seleznyov N., Волшебная гора 2016 Т. XVII С. 129-144
В настоящей публикации рассматривается текст первого собеседования Илии Нисивинского с мусульманским собеседником – везиром Абу-л-Касимом ал-Магрибӣ. Соблюдая почтительность
и демонстрируя расположение, играет на поле своего vis-à-vis, приводя аргументы и контраргументы со ссылками на Коран и мусульманские воззрения и практики. ...
Added: October 1, 2017
М. : РАНХиГС, 2015
Thematic volume of the Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom (2/33, 2015) entitled “Hristianskij Vostok: gosudarstva i mezhkonfessional'nye svjazi” [Christian Orient: The States and Interconfessional Relations]; edited by Dr. N. Seleznyov. ...
Added: September 29, 2017
Seleznyov N., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2013 Vol. 9 P. 382-398
It is a conventional view that one of the most important denominations of Eastern Christianity — the Jacobites — owes its formation to the activity of the sixth‐century Syrian bishop Jacob Baradaeus, and that it was called “Jacobite” after him. However, medieval sources show that the reality was more complex than that. Works by Egyptian ...
Added: September 30, 2017
Seleznyov N., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 161-181
In the histories of ecumenism, its initial formation is usually dated the early 20th century. The World Missionary Conference held in Edinburgh in 1910 is referred to as its “symbolic beginning”. A quest for the origins of the ecumenical thought led researchers to find some early voices in the previous centuries, even as early as ...
Added: September 29, 2017
Seleznyov N., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История / Studia classica et mediaevalia 2011 Т. 76 № 14 С. 266-279
Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn ("Summa of the foundations of religion and what has been heard of reliable knowledge") – a comprehensive treatise of Mu’taman ibn al-‘Assāl, a Coptic author of the 13th century, contains a synopsis of the "Book of the concordance in faith" (section 4 of the eighth chapter of the "Summa"). ...
Added: October 2, 2017
Seleznyov N., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Востоковедение. Африканистика 2011 № 2 С. 221-231
...
Added: October 2, 2017
Seleznyov N., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 389-395
Католикос-Патриарх Илия III, известный также под своим мiрским именем ʼАбу Халим ибн ал-Хадиси родился в г. Маййафарикин (совр. Сильван в Турции) в 1108 году, был митрополитом Нисивинским, затем, с 25 января 1176 года (3-го воскресенья по Богоявлению 1487 года эры греков и 571 года хиджры), – Католикос-Патриарх Церкви Востока. Службу его патриаршего поставления возглавил митрополит пользовавшейся особым ...
Added: October 8, 2017
Seleznyov N., Символ. Журнал христианской культуры 2012 Т. 61 С. 280-300
Nikolai Seleznyov, Héraclius et Ishoyahb II: Un épisode oriental de l’histoire du projet “œcuménique” de l’empereur byzantin. ...
Added: September 30, 2017
Seleznyov N., Точки 2011 Т. 10 № 1-2 С. 45-53
Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – египетский арабоязычный христианский историк XIII в. – фигура парадоксальная. Регулярно называемый «коптским автором», он не был коптом, а первая часть всеобщей истории, написанной этим автором, известным не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления, по сей день известна лишь в рукописях. ...
Added: October 2, 2017
Seleznyov N., История философии 2011 № 16 С. 265-280
Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn (“Summa of the foundations of religion and what has been heard of reliable knowledge”) – a comprehensive treatise of Mu’taman Ibn al-‘Assāl, a Coptic author of the 13th century, contains a fragment of “the treatise by Ibn aṭ-Ṭayyib, the Nestorian, with a list of opinions of people on the ...
Added: October 2, 2017
Seleznyov N., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2010 № 3 С. 151-156
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, ...
Added: October 3, 2017
Seleznyov N., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2010 Т. 11 № 3 С. 28-38
В работах русских историков, посвященных истории старообрядчества, часто встречается ссылка на средневековое сочинение «Илии Гевери, несторианского митрополита», в котором содержится сообщение об использовании «мелькитами» двуперстия при совершении крестного знамения. Между тем, указанное произведение известно в двух редакциях, и в одной из них автором трактата назван ‘Али ибн Давуд ал-Арфади. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, ...
Added: October 3, 2017
Seleznyov N., М. : Изд-во РГГУ, 2014
В книге представлены материалы, свидетельствующие о примечательных эпизодах истории интеллектуальных связей на средневековом Ближнем Востоке. В эпоху, предшествовавшую установлению арабского владычества, в восточном христианстве сложилось конфессиональное противостояние, и разошедшиеся конфессии Египта и Персии представлялись противоположными концами спектра вероучительных позиций. Становление арабского Халифата внесло изменения в сложившуюся картину. Занятия философскими науками и творческое взаимодействие представителей разных ...
Added: September 29, 2017
М. : Изд-во РГГУ, 2016
Статьи, включенные в сборник, посвященный В.Н.Романову (ум. 2013) — это скромная дань памяти от благодарных коллег. Структура книги отражает разные сферы интересов ученого: индология, история и теория культуры. Помимо аналитических статей, касающихся религий и литератур Древней Индии, а также исследований, связанных с разными странами и культурами Востока и Запада (Россия, Япония, арабский мир), в сборник ...
Added: October 1, 2017
М., Париж : Изд-во ИФТИ, 2010
«Запад есть Запад, Восток есть Восток» - изрек в своей «Балладе» Р. Киплинг. Но сколь подвижны и взаимосвязаны эти миры в истории! Само движение путешественника, смещающее горизонт, порой побуждало осознавать, что «Западом» может быть и Персия, а «Востоком» - то, что мы сейчас назвали бы сердцем Европы. Сирийцы в этой исторической игре взаимосвязей исполняли заметную ...
Added: September 29, 2017
Seleznyov N., Символ. Журнал христианской культуры 2010 Т. 58 С. 386-402
Абу-л-ʿАббас Ахмад ал-Калкашанди (1355/6–1418), служащий дӣвāна мамлюкских султанов, в своем энциклопедическом труде «Рассвет подслеповатого [то есть момент прозрения] в ремесле сочинительства [официальных документов]» (Ṣubḥ al-aʿšā fī ṣināʿat al-inšā) представил сведения о различных религиозных сообществах, собранные главным образом с целью составления действенного текста присяги для их представителей, принимавших на себя обязательства перед мамлюкским правителем. ...
Added: October 8, 2017
Seleznyov N., Символ. Журнал христианской культуры 2010 Т. 58 С. 34-87
Сочинение «Книга общности веры» (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) имеет своей целью примирение трех основных христианских конфессий, представленных в сирийской культуре: восточносирийских христиан (так называемых несториан), представителей западносирийской традиции (так называемых яковитов) и принадлежавших к византийской ортодоксии (так называемых мелькитов). По мнению автора трактата, если согласие будет достигнуто между этими направлениями, оно распространится и на другие, второстепенные, ...
Added: October 3, 2017
Seleznyov N., Точки 2011 Т. 10 № 3-4 С. 27-38
Дав описание трех конфессий, составляющих «основу» христианства, Ибн Хазм отмечает, что наибольшая из них — мелькиты. Она же наиболее влиятельная, по его мнению, поскольку к ней принадлежат почти все христианские цари. Он вкратце указывает и регионы, где распространена эта конфессия — северная Африка, южная Европа и страны Аш-Шам, т.е. сиро-палестинский регион. Ибн Хазм воспроизводит собранные ...
Added: October 2, 2017
М., Париж : Изд-во ИФТИ, 2012
Как весь христианский мир вовеки связан с Палестиной Рождеством Христовым, так же он навсегда связан с Персией пришедшими оттуда с дарами свидетелями Востока - магами, или волхвами. Христианство в Персии было в основном сироязычным; еще со времен Ахеменидского владычества арамейский язык, одним из вариантов которого является сирийский, господствовал в этом регионе. Иноязычные народы Востока, откликнувшиеся ...
Added: September 29, 2017
Seleznyov N., История философии 2013 № 18 С. 248-267
The medieval Christian Arabic historian (13th c. A.D.) Ǧirǧis al-Makīn ibn al-ʿAmīd is well known not only in Middle Eastern Christian and traditional Muslim historiography, but also in Western scholarship since the 17th century. Despite this, however, the first volume of his most important work – The Blessed Compendium (al-Maǧmūʿ al-mubārak) – still remains unpublished. The ...
Added: September 30, 2017
Seleznyov N., Волшебная гора 2005 Т. XI С. 72-76
О проникиовении на восток уйгурского христианства свидетельствуют среди прочего обнаруженные в 1941 и 1983/4 гг. в 350 км. к севера-востоку от Пекина и в юго-восточной провинции Китая Фу-цзянь христианские надгробья, датирующиеся 1253 и 1331 гг. РХ с надписями на сирийском и уйгурском языках. Ещё одно свидетельство: во время монгольского владычества, в 1280 г., было организовано ...
Added: October 4, 2017
М. : Пробел – 2000, 2014
Предлагаемый вниманию читателя сборник статей, посвященный различным сторонам религиозной жизни Востока, представляет собой плод сотрудничества двух научных организаций: Института восточных культур и античности РГГУ и Семинара по востоковедению и исламоведению в Рурском университете Бохума (Германия). Оба научных центра играют важную роль в изучении истории, языков и культур Востока, рассматривая различные религии (прежде всего, ислам и ...
Added: September 29, 2017