Глава
Сравнение жизненных ценностей россиян с ценностями других европейцев
Ценности – это убеждения человека в значимости (или важности) для него некоторого объекта или явления, т.е. это синоним неравнодушия человека к тому или иному аспекту действительности. Ценности человека не идентичны его поступкам, но при определенных условиях они могут стать одним из побудителей его практических действий, направленных на воплощение этих ценностей в жизнь. Правда, это лишь одна из их функций, не менее важно воздействие ценностей индивида на его вербальные действия, а через них – и на вербальные и практические действия других людей. Настоящая работа посвящена сравнению ценностей россиян с ценностями жителей других европейских стран. Работа выполнена на материалах третьего раунда Европейского социального исследования (European Social Survey). Анализ строится на сравнении ценностей, список которых сформирован известным израильским исследователем Ш. Шварцем и включает 10 ценностных индексов.
В книге
В монографии рассматриваются системообразующие факторы существования и развития общества, социальной реальности, общественных отношений в историческом и настоящем пространственно-временном континууме. Показано, что в качестве системообразующих факторов выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Эти два фактора порождают социальную реальность, которая создается в процессе социальных взаимодействий субъектов. Обобщенным показателем социальной реальности является культура, система ценностей, социальных норм жизни, язык, образцы поведения, характер коммуникаций, традиции и обычаи, материальная культура и т.п. Исследуются субъективные и объективные показатели социальной реальности.
В статье рассматриваются принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Отдельно исследуются элементу научных экологических исследований. Анализируются работы различных ученых-экологов, показывающих опыт других стран: Германии, ФРГ, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, США. Кроме того, анализируются и особенности экологического законодательства стран СНГ.
В статье на основе данных, полученных в психолингвистических экспериментах в 2009-2010 гг. с русскими и шведскими студентами (проект на грант Шведского интститута) рассматривается структура нескольких комплексных ценностей («Гармония», «Свобода», «Демократия», «Толерантность» и «Патриотизм»), а также анализируется их внешняя системная организация с точки зрения как культурной специфики, так и гендерных особенностей. Доказывается, что ценностные концепты имеют иерархическую организацию разных уровней генерализованности от простых к более сложным ценностям, причем разные комплексные ценности внутри одной системы определенным образом пересекаются между собой.
В статье излагаются некоторые результаты компаративного исследования русской и шведской систем ценностей у студентов, а именно представлен анализ гендерных сходств и различий как в рамках одной культуры, так и при кросс-культурном анализе. В исследовании предлагаются и обсуждаются комплексные психолингвистические методы исследования заявленной проблематики.
Учебное пособие охватывает широкий спектр трансформационных процессов в России: изменения социальных институтов, прежде всего экономических (включая трудовые отношения и менеджмент) и политических; структуры социальных неравенств, межэтнических отношений, взаимоотношений между мужчинами и женщинами (ген-дерная проблема) и между поколениями. Детально рассматриваются проблемы личности и состояния массового сознания: особенности русского менталитета, адаптационные стратегии граждан в меняющемся обществе, поиск новой идентичности, динамика ценностных ориентации, объективные и субъективные «границы» свободы личности. Заключительный раздел посвящен проблемам России в глобальном мире и сравнительному анализу трансформационных процессов в так называемых посткоммунистических странах, в том числе и ближнего зарубежья. Помимо вводной главы об общих теориях социальных изменений и специальных теориях трансформаций стран бывшего советского блока каждый раздел предваряется анализом многообразных концептуальных подходов к данному предмету. Пособие содержит списки рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля, возможную тематику студенческих рефератов и эссе, тематику групповых занятий-дискуссий и методические рекомендации преподавателю и студенту. Приложение содержит глоссарий (153 термина).
Как платят профессорам? Можно ли привлечь самых лучших и выдающихся кандидатов к академической деятельности? Какие страны преуспевают в создании благоприятных условий для учёных на фоне международной конкуренции университетов, а какие – отстают? Данная книга рассматривает эти вопросы и предлагает ключевые идеи и рекомендации в профессиональной академической сфере во всем мире. «Paying the Professoriate»− это по сути первый международный сравнительный анализ условий найма преподавателей, их заработной платы и вознаграждений. На примере детального сравнения зарплат профессуры университетов в 28 странах, включая государственные, частные и исследовательские университеты, авторы глав проливают свет на условия и ожидания, которые формируют современную профессию в академическом мире. Ведущие эксперты и исследователи анализируют общие темы и тенденции в академической сфере и рассматривают влияние этих аспектов на качество преподавания и исследовательскую деятельность. На сегодняшний день отдача от высшего образования является ключевым двигателем инновационного развития и процветания государства. В мире, где страны стремятся к ускорению экономического роста за счёт расширения системы высшего образования, политики и государственные управленцы всё чаще ищут ответы на вопрос о том, какие действия они должны предпринять. В данном случае «Paying the Professoriate» предстает как источник, вносящий неоценимый вклад в освещение основных проблемных вопросов и предложение способов их решения.
One of the most popular statements in the systemic transition literature since the second half of the 1990th is that different experiences of the CEE and Baltic states, on the one hand, and the most of the CIS countries, on the other hand, are embedded in different social norms and values, encouraging efforts in the new EU member states and preventing it in some of CIS countries.
В данной статье авторами приводятся ключевые системы ценностей, которые являются наиболее эффективными в процессе межкультурной коммуникация на занятиях по иностранному языку, обобщается исторический и педагогический опыт реализации ценностного потенциала иностранного языка в вузе. Представлены условия формирования ценностных ориентаций в вузе с учетом специфики экономического вуза.