Глава
Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти
Основные принципы и подходы к делегированию полномочий. Конституционно-правовые основы делегирования государственных полномочий. Законодательство Российской Федерации о порядке разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Законодательные основы передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и перераспределения полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Правовые основы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В книге
В сборник включены доклады и выступления участников 6-й международной конференции по вопросам государственного управления, менеджмента, новых форм, методов и технологий государственного регулирования, подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. Тексты представлены на языке оригиналов (русском и английском).
Сборник предназначен для исследвоателей, научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, управленцев-практиков, а также самого широкого круга лиц, интересующихся вопросами современного управления и менеджмента.
Процессуальное предназначение политических и государственных составляющих полиархической демократии состоит в обеспечении политической, информационной и в целом социальной конкуренции. Только при качественном функционировании демократических порядков может осуществляться постоянный политический и гражданский контроль деятельности власти, что является ключевым условием эффективности противодействия и подавления коррупции.
В данной статье история университетских изданий рассматривается как история практик государственного управления, корпоративной саморегуляции, профессиональной самоорганизации и нормализации разных сфер университетской жизни. Исследование проведено на основе делопроизводственных документов, сохранившихся в архивах Московского и Казанского университетов, а также в Министерстве народного просвещения и отделах рукописей. Эти документы зафиксировали намерения издателей, обстоятельства и условия выхода университетских газет и журналов первой половины XIX века. Еще один комплекс источников образуют редакционные статьи и научные публикации университетских изданий. Авторам удалось проследить, как журнальная политика власти и инициативы профессоров влияли на конфигурацию университетского сообщества, установившиеся в нем иерархии и критерии оценок, как стимулировали научную конкуренцию и развитие репутационного сознания.
В тезисах речь и дет о таких направлениях конституционного реформирования в России, как устройство государства и местное самоуправление. Названы проблемы, которые предопределяют необходимость такого реформирования.
Проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью предложены нетрадиционными методами и включают в себя разделы: 1. Государственная власть, правопорядок и борьба с преступностью как единый комплекс проблем. 2. Меры эстетического характера. 3. Меры рационалистического характера. 4. Меры ориентационного характера.
Основная цель статьи - подтверждение причинно-следственной связи и получение количественной оценки зависимости между уровнем качества институтов и динамикой их развития, с одной стороны, и темпами роста ВВП - с другой. Анализ проводился на основе межстрановых сопоставлений за 2001- 2009 гг. Результаты исследования подтверждают, что эффективность государственного управления и качество государственных институтов оказывают влияние на рост ВВП. Хотя количественная оценка этого влияния может показаться сравнительно небольшой, однако накопленное за несколько лет отставание в экономическом развитии, вызванное только разницей в качестве институтов и управления, может оказаться весьма значимым. Кроме того, резкое повышение качества институтов дает более существенную, правда, кратковременную добавку к темпам экономического роста.
Одним из базовых принципов разграничения полномочий по вертикали, как известно, является принцип субсидиарности, состоящий в том, чтобы вопросы, которые можно решать на более низком уровне публичной власти, не передавались на более высокий. Именно на таких подходах базируется настоящее местное самоуправление и полноценный федерализм. Но с возложением на нижестоящие уровни власти полномочий по контролю (надзору) ситуация несколько иная. Автор утверждает, что полномочия по контролю смещены, по сравнению с другими видами полномочий, в сторону компетенции более высокого уровня публичной власти (прежде всего, федерального центра), а также рассматривает, какие соображения имеются в пользу того, чтобы фактически целенаправленно отступить применительно к полномочиям по контролю (надзору) от принципа субсидиарности. .
Часть I посвящена систематическому освещению современного состояния науки государственного управления и политики (public administration and policy). Особое внимание уделяется политологическому анализу государственного управления и государственной политики, исследованию политической среды государственного управления. Анализируются современные теории и концепции: государственный менеджмент, теория политических сетей, синергетический и новый институциональный подходы к государственному управлению, «governance». Раскрываются особенности общественного сектора как сферы государственного управления, процессы формирования и содержание государственной политики; выделяются экономическая, социальная, национальная, экологическая и международная политика. Дается анализ бюрократии и современных проблем государственной службы. Предназначена специалистам в области политики и государственного управления; рекомендуется в качестве учебного пособия по специальностям и направлениям «политология» и «государственное и муниципальное управление».
Децентрализация — это передача значимых полномочий нижестоящим уровням власти. Неоднозначность этого процесса явно или скрыто подчеркивается всеми исследователями. В то же время децентрализация — один из доминирующих политических процессов, происходящих в области государственного управления. Несмотря на все оговорки и предостережения, все больше развитых и развивающихся государств присоединяются к этой вере, подталкиваемые символическими и материальными стимулами со стороны таких значимых акторов, как Мировой банк и Европейский союз. Однако наблюдение за политической практикой показывает, что этот термин охватывает самые разные аспекты взаимоотношений между уровнями власти. В одном случае субнациональные правительства реализуют меры, разработанные общенациональным центром на деньги, которые передаются в региональные бюджеты через систему финансовых трансфертов. В другом случае региональные правительства самостоятельно разрабатывают тот или иной курс, а затем реализуют его, опираясь на собственные источники доходов. В одних странах все больший объем полномочий передается на уровень регионов, ранее необходимых лишь для контроля над муниципалитетами, и в то же время глава регионального правительства все так же назначается центром. В других же странах выборы на субнациональном уровне по своей значимости соперничают с общенациональным электоральным процессом, в то время как региональные лидеры заявляют о централизации страны и значительном сужении сферы собственной компетенции. Какое же из этих государств можно назвать децентрализованным? И какие процессы описывает термин «децентрализация»? Почему современные государства так активно децентрализуют управление страной? И какие препятствия встречаются на их пути?