• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Семья и школа (о механизмах передачи калмыцкого языка)

С. 72-74.

Для понимания процесса языкового сдвига (language shift) ключевым моментом, позволяющим отнести язык L к находящимся под угрозой идиомам, служит нарушение языковой трансмиссии, то есть утрата передачи языка в семье от старшего поколения к младшему в связи с резким изменением социального положения группы, быстрым распространением доминирующего языка, негативными языковыми установками родителей и/или детей по отношению к титульному идиому и т.п. Как правило, такое положение складывается постепенно – в сообществе накапливается число людей, не усвоивших родной язык в семье, и, следовательно, не имеющих возможность передать его своим детям.

Нередко на этом этапе сообщество осознает угрозу языку и способствует созданию институциональных механизмов поддержки языка, в первую очередь, – школьного преподавания идиома, которое должно предоставить возможность усвоения языка членам сообщества, лишенным общения на титульном идиоме в семье. в данной статье автор рассмотривает механизмы усвоения калмыцкого языка в локальном сообществе (на примере поселка Ергенинский Кетченеровского района) после возвращения калмыков из Сибири