• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Движение за канонизацию Ивана Грозного и православно-монархический цезаризм

С. 503-528.

В статье рассматривается феномен развития монархических идей в контексте возрождения постсоветского православия и трасмутация традиционных типов православной святости в субкультурах прицерковного круга, ориентирующихся на политический изоляционизм, реваншистско-имперский национализм и крайнее неприятие западно-европейских либеральных ценностей. В статье показано, что подходящей фигурой, своего рода «знаменем», санкционирующим ценностно-агиографический поворот в монархическом имперско-националистическом спектре православного неофитства, явился царь Иван Грозный, вокруг почитания которого выкристаллизовалось религиозно-мистическое движение «царебожничества», известное также как «неоопричнина» или православно-монархический цезаризм. В рассмотрении данного феномена, с одной стороны, делается анализ исторического ревизионизма «царебожничества», с другой, анализируются такие идейные феномены, как антиглобализм, археофутуризм, романтизация патриархальных образов в истории России вкупе со стремлением к их реконструкции на эстетическом и ценностном уровнях. В статье показано, какое влияние оказали отдельные советские стереотипы мировосприятия на религиозность возрожденного последние двадцать лет православия в России, в частности, свойственный советской эпохе миф о сильной руке не был отторгнут в сознании части верующих, а был адаптирован, получив религиозно-архаическую, сакрализованную интерпретацию, найдя свое воплощение в реконструированном неисторическом образе Ивана Грозного.   

В книге

Движение за канонизацию Ивана Грозного и православно-монархический цезаризм
Под науч. редакцией: С. Б. Филатов М.; СПб.: Летний сад, 2011.