Глава
Самая тихая контрреволюция или как Ле Корбюзье развалил СССР
В главе рассматриваются революционные изменения повседневной жизни горожан под влиянием массового жилищного строительства.
В книге

Статья посвящена неофициальным практикам партийно-советской номенклатуры. Главной ее темой является такое порицаемое явление как «пьянки» или «групповые вечеринки» районного начальства, участие в которых являлось нарушением партийных норм. Приводится партийная классификация этого явления. Совместное употребление алкоголя рассмотрено как часть образа жизни партийных управленцев районного уровня. Основываясь на изучении архивных материалов 1920-х гг., автор выдвигает гипотезу об институциональном характере «вечеринок» ответственных работников. В статье описывается функциональная сторона этого явления. Главной задачей, которую должна была решать «пьянка», было создание и укрепление сети неформальных связей внутри руководящего слоя района (округа, хозяйственной структуры и т.п.). Важными функциями также были: укрепление власти руководителя, деление управленцев на своих и чужих, включение в неформальное сообщество ответработников новых членов, что делает «вечеринки» похожими на обряд инициации. По мнению автора статьи, анализ случаев коллективного употребления алкоголя позволяет выйти на такое малоизученное явление, как существование внутри советской и партийной региональной элиты неформальных сообществ – клик, в руках которых сосредотачивалась реальная власть. Пьянки, попавшие в поле зрения контролирующих партийных инстанций, могут дать представление об их составе и символических границах.
На примере учительского сообщества рассматривается профессиональное сообщество в контексте десталинизации и урбанизации. Выявляется функциональная трансформация школы в 1950-е гг.. Педагогический корпус исследуется с позиций сложного пересечения профессиональных и политических паттернов.
Монография посвящена повседневной жизни советского человека 1920–1940-х гг. В ней рассматриваются практики удовлетворения основных жизненных потребностей, особенности труда, военной службы, отдыха и досуга советских граждан, восприятия ими времени и пространства, а также основные стратегии выживания населения СССР в условиях социальных трансформаций. Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех заинтересованных читателей.
Монография представляет собой исследование не только основных этапам творчества итальянских мастеров, живших в России и их творений, но и повседневного быта иностранцев, оказавшихся в стране в эпозу бурных социальных перемен в XVIII в. На основе архивных документов, показана многогранная картина впечатлений, сложившихся у иностранных мастеров о российском обществе, российских императорах, высших сановниках и рядовых чиновников.
Публикуемые материалы представляют интерес для научных работников, преподователей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов, а также всех, кого интересует сложная и драматическая история нашей страны и её соотечественников за рубежом.
Формирование демократических обществ западного типа предполагает появление на исторической арене нового сильного актора - буржуа («нет буржуа, нет демократии» (Б. Мур), артикуляция и отстаивание жизненных интересов которого создает новое социальное пространство - «буржуазную публичную сферу». В ее рамках формируется «противовес» абсолютизму сословного государства - гражданское общество, а его стержнем выступает общественное мнение. В механизме противостояния власти и общества одну из важнейших ролей играет пресса как арена свободных дискуссий и обсуждения общезначимых, прежде всего, экономических и политических проблем; признанием ее роли и стала возникшая еще в XVIII в. метафора «четвертая власть». Техноло-гическое развитие медиа невероятно расширило ее функции, превратив журналистов в создателей информационного аналога реальности, насыщающих повседневность новыми смыслами. Выявлению особенностей журналистской репрезентации, то есть источников власти медиа, показу специфического характера политического влияния этих представителей рефлексивной элиты (Х. Шельски) и особенностей медийной интерпретации фактов, отраженных в создаваемом информационном продукте, и посвящена статья.
Дугадко Матвей Зайвельевич в 40-50 е годы работал начальником ОРСа Березниковского азотно-тукового завода, а завод играл ключевую роль в жизни города. В годы войны руководители предприятий получили дополнительные права в хозяйственной деятельности. Они имели возможность заниматься прямым продуктообменом с совхозами и колхозами, производить самостоятельные закупки продовольствия, более того, контролировать деятельность сельскохозяйственных предприятий. В этих условиях М. Дугадко проявил недюжинные деловые способности. Он настолько эффективно маневрировал ресурсами, что был в состоянии реализовать в системе ОРС купленный в совхозе картофель по ценам на четверть ниже закупочных. Против Матвея Дугатко выступил журналист газеты «Звезда» по городу Березники Михаил Данилкин, опубликовавший в газете «Звезда» от 4 апреля 1948 г. фельетон, который должен был стать началом уголовного дела против начальника ОРСа. Но случилось иначе. Талантливого хозяйственника Дугадко старались защитить. Последовала длительная борьба. В конце концов, Матвея Дугадко посадили. Но и в лагере его хозяйственные способности нашли свое применение.
В статье Марины Пугачевой «Вторая наука или игра в бисер» делается попытка изучения феномена научных семинаров, широко распространенных в 1960-1970-х годах в общественных науках и, в частности, в социологии.