Глава
Музейная экспозиция как форма репрезентации / позиционирования актуального исторического знания: от постмодерна к постпостмодерну
Музейная экспозиция рассматривается как форма репрезентация исторического знания в контексте социально ориентированного историописания. Анализируется трансформация роли музея в формировании социальной памяти с изменением социокультурной ситуации от постмодерна к постпостмодерну. Ставится проблема роли музея как хранителя вещественных и изобразительных источников в научном историческом познании.
В книге
В настоящем издании рассматриваются актуальные проблемы вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, историографии, археографии, использования информационных технологий в исторических исследованиях. Часть исследований посвящена вкладу Е.И. Каменцевой в развитие вспомогательных исторических дисциплин
В.А. Муравьев (1941-2009) – выпускник, аспирант и преподаватель, профессор и заведующий кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (МГИАИ — РГГУ). Разделы сборника содержат статьи, посвященные изучению научного наследия В.А. Муравьева, теоретических проблем историографических исследований, истории и современного состояния истории исторической науки. Анализируются основные характеристики историографического процесса в российской исторической науке, аспекты творчества некоторых российских историков XIX-XXI вв. Демонстрируются современные исследовательские практики историографических исследований. Исследуются источники изучения истории исторической науки.
Для специалистов в области гуманитарного знания, теории и методологии истории, истории исторической науки, источниковедения, исторической географии, вспомогательных исторических дисциплин.
В исследовании используется подход, при котором, больше внимание уделяется проблемам человека в контексте общегосударственного развития, его внутреннему миру, восприятию исторических событий. Используются источники личного происхождения (дневники, воспоминания, письма), в которых отображены уровень духовной жизни, психология людей определенной исторической эпохи.
Анализируются «Размышления об истории науки, ее задачах, методах построения и педагогическом значении (Лекция, читанная преподавателям средних учебных заведений, съехавшихся в С. Петербург 10-17 июня 1906 г.)». Неопубликованные лекции по истории науки представляют собой теоретические (философский и теоретико-исторический интерес) и практические мотивы их чтения и реализуют практику источниковедческого построения курса лекций по истории наук, в частности по историографии.
В статье анализируется дневник государственного секретаря в отставке А.А. Половцова за 1893-1909 гг. Освещены основные особенности и проблематика исторического источника.
В статье проведена реконструкция дневника А.А. Половцова 1893-1909 гг. Также изложены основные археографические проблемы источника и его проблематика.
Анализируются перспективы развития научно-педагогической школы источниковедения в новых условиях: как научного сообщества, действующего в традиционных формах (публикация ученых трудов, подготовка и защита диссертаций, проведение конференций, преподавание), и как интернет-сообщества.
Анализ типологии русских летописей, а также исследований летописеведов позволяет заключить, что летопись является феноменом историописания, оставаясь на доисториографическом этапе в истории культуры.
В.А. Муравьев (1941-2009) – выпускник, аспирант и преподаватель, профессор и заведующий кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (МГИАИ — РГГУ). Разделы сборника содержат статьи, посвященные изучению научного наследия В.А. Муравьева, теоретических проблем историографических исследований, истории и современного состояния истории исторической науки. Анализируются основные характеристики историографического процесса в российской исторической науке, аспекты творчества некоторых российских историков XIX-XXI вв. Демонстрируются современные исследовательские практики историографических исследований. Исследуются источники изучения истории исторической науки.
Для специалистов в области гуманитарного знания, теории и методологии истории, истории исторической науки, источниковедения, исторической географии, вспомогательных исторических дисциплин.