Глава
Общественное участие в процессе стратегического планирования
В статье приводится анализ процесса стратегического планирования социально-экономического развития территории ряда муниципальных образований с позиции использования в ходе разработки и реализации документов долгосрочного планирования механизмов общественного участия. В основе методики исследования лежит Модель общественного участия в процессе стратегического планирования Фонда «Институт экономики города»
В книге

В статье рассматривается процесс взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти в Санкт-Петербурге. Прослеживается динамика этого процесса, указываются пики и спады гражданской активности. Выделяются различные стадии общественного участия (общественное, гражданское, политическое), которые проиллюстрированы на примере активности институтов гражданского общества в Санкт-Петербурге.
В работе даны основные контуры политического планирования возможного инновационного развития страны до 2020 года. Обсуждается ряд факторов проектирования концепций, стратегий и программ инновационного развития. В изложении предмета авторы обращаются к примерам из энергетики и только что появившемуся проекту стратегии «Инновационная Россия - 2020».
Доклад посвящен комплексным научным исследованиям в области стратегического планирования развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России для обеспечения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала страны в глобальной системе международных транспортных коридоров. Показаны место и роль Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» в реализации инвестиционных проектов развития логистической инфраструктуры. Особое внимание уделено проблемам развития логистической инфраструктуры в морских портах и мультимодальных транспортных узлах на примере Северо-западного и Московского региона.
Применение методов стратегического управления получило широкое распространение в государственном управлении развитых стран мира. Методология создания долгосрочных национальных стратегий разрабатывается и рекомендуется международными организациями. Исполнение первой официальной долгосрочной стратегии России (Стратегии-2020) обусловило исследование различных принципов организации стратегического процесса в мире. Исследование двух зарубежных аналогов (Норвегии и Южной Кореи) по созданию государственных стратегий и сравнение с российской практикой показали, что модели стратегического управления отличаются в различных политических режимах. Схема организации стратегического управления и инструменты вовлечения политических акторов в формулирование стратегии может оказывать влияние на возможности исполнения стратегии
Рассмотрены вопросы формирования и развития городов на современном этапе, особенности управления и финансового обеспечения функционирования и развития городского хозяйства, повышения его эффективности. Изложены основы экономики городского хозяйства и его важнейших отраслей - жилищной и коммунальной сферы, транспорта, торговли, общественного питания, здравоохранения, образования, культуры и др. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.
Для студентов бакалавриата экономических специальностей, преподавателей, а также широкого круга пользователей и читателей, включая должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, работников предприятий, сотрудников научных, проектных и изыскательских организаций.
В работе представлен опыт реализации муниципальных стратегий городов России. Акцент сделан на типичных проблемах в управлении. Предложена авторская концепция комплексной системы муниципального планирования, ядром которой является план стратегического развития города. Описаны принципы координации различных видов планирования на местном уровне, согласования стратегических целей муниципального образования с целями развития региона, страны. Даны определения и признаки государственно-муниципального партнерства, как инновационной управленческой технологии комплексного социально-экономического развития, приведен успешный опыт партнерства. Книга предназначена для специалистов в области стратегического планирования, государственного и муниципального управления.
В статье рассматривается проблема расхождения целей и задач в документах стратегического характера на уровне государства и ряда ключевых муниципальных образований - городских округов Сибири. В качестве инструментария выбран метод контент-анализа принятых нормативно-правовых документов (концепций) и предложена матричная модель, где параллели сопоставления показывают возможности согласования интересов государства и отдельных территорий на долгосрочный период в системе стратегического управления.