• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Истоки саморефлексии Я в раннем экологическом контексте: человек и природа в романтической утопии Генри Торо

С. 139-156.

Элементы саморефлексии Я по поводу и в связи с переживанием гармонии или дисгармонии человека и природной среды относятся к начальным этапам формирования философского протосознания и культуры как таковой. Как бы то ни было, но эпоха Нового времени выделила эти мотивы в самостоятельное и ярко выраженное направление в философии и связало его с романтизмом. В романтизме обнаружили себя многие мотивы, ставшие впоследствии заглавными темами европейской философии ХХ и XXI веков. Представления о романтизме XIX века сегодня невозможны без переосмысления роли Генри Дэвида Того (1817-1862) - американского философа, писателя, натуралиста и социального утописта, актуальность идейного наследия которого возрастает с каждым десятилетием. Для романтиков раннего XIX века символизм стал элементом так называемой «органической формы», присущей всему романтическому видению мира. Глубина, подвижность, неисчерпаемость символа открывали воодушевляющие перспективы для воссоздания динамичной вселенной, которая, по сути, была тождественна душе романтического наблюдателя и созерцателя. Символизм Торо, как, впрочем, и большинства романтиков, имел два аспекта – гносеологический и онтологический. Романтизм Торо и американских трансценденталистов, с одной стороны, и взгляды современных неоромантиков, с другой, образуют некий новый синтез, своего рода философский натурализм (экологизм), соединяющий в себе культ дикого природного начала с обоснованием одиночества и «позитивного уединения».