• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Значение новой научной дисциплины когнитоники для нравственного возрождения и модернизации России

С. 714-718.

Вводится понятие конструктивного бизнеса, понимаемого как  предпринимательская деятельность, направленная на создание новых видов продукции и новых видов услуг, объективно полезных для общества.  По данным зарубежной литературы  анализируются  базовые личностные качества представителей конструктивного бизнеса, моральные стимулы предпринимательства. Отмечается, что принципиально новые, эффективные идеи и методы, направленные на значительное укрепление, расширение, обогащение идеальной составляющей личности, вступающей в профессиональную жизнь, на развитие системы нравственных ценностей, творческих качеств, воображения, на воспитание чувства собственного достоинства и патриотической личностной позиции, разработаны в нашей стране в рамках новой научной дисциплины, получившей название когнитоники.

Когнитоника является новой научной дисциплиной, которая, с одной стороны, объединяет усилия ученых, работающих в различных областях знания, для анализа разнообразных нарушений, искажений и негативных изменений в развитии личности и общества, связанных со стремительной экспансией  информационных технологий (ИТ) и процессов глобализации. К этим искажениям относится и широко наблюдаемый сдвиг  в сторону коммерциализации системы ценностей личности.

С другой стороны, и это – самое главное, когнитоника занимается поиском и разработкой системных решений для компенсации этих негативных последствий с целью создания когнитивно-культурологических предпосылок гармоничного,   сбалансированного развития личности в информационном обществе и обеспечения преемственности развития национальных культур и языков.

С точки зрения образовательной практики когнитоника предлагает ответы на следующие вопросы - какие ценные идеи и образы, накопленные человечеством, в каком возрасте и каким способом должны быть вписаны в концептуальную картину мира обучаемого для того, чтобы гармонизировать его или ее интеллектуальное и духовно-эмоциональное развитие и способствовать успешному развитию национальных культур и национальных языков.

Подчеркивается, что когнитоника включает такие методы, которые уже сегодня успешно работают на практике и позволяют достичь ее целей. Это относится, прежде всего, к системе методов эмоционально-образного обучения, успешно применяемых в течение 21 года в Москве в системе дополнительного образования. Центральная идея заключается   в  развитии с дошкольного возраста нравственной составляющей личности через вписывание чувства красоты в концептуальную картину мира ребенка, а позже – подростка. При этом красота понимается в широком смысле этого слова: как внешняя красота, красота мысли, красота языка и красота человеческих отношений.

Отмечается широкая международная поддержка когнитоники международным научным сообществом. Делается вывод о том, что в основе долговременного подхода к модернизации страны должны лежать разработка и реализация фундаментальной и конструктивной программы по значительному укреплению, расширению, обогащению идеальной составляющей личности, вступающей в профессиональную жизнь, что предполагает развитие системы нравственных ценностей, творческих качеств, воображения, воспитание чувства собственного достоинства и патриотической личностной позиции.

В книге

Значение новой научной дисциплины когнитоники для нравственного возрождения и модернизации России
Под редакцией: Ю. Пивоваров Ч. 2. Вып. 7. М.: ИНИОН РАН, 2012.