Глава
Свобода и конкуренция или коррупция: сопоставительный анализ по результатам международных исследований
В книге
Свобода представляет собой основную, сущностную характеристику человека. Свобода во все века была главной ценностью человека, но в условиях глобализации свобода невозможна без целого ряда ограничений. Нужно признать, что нет никакой единой цели, к которой бы двигалось все человечество, и каждый шаг вперед может увеличить свободу, а может и обернуться грозным катаклизмом. Поэтому важно сопоставить то понимание свободы, которое веками развивалось в философии и теми сдвигами в этом понимании, которые произошли в последние десятилетия в связи с тенденциями глобализации. Об этом пишет автор статьи.
The efficiency of social reforms in different countries mostly depends on the extent to which they can be accepted by people. Moreover, even if the problems are similar, the reasons may differ, which can lead to fail in applying existing laws of one state to another one. Bribery, as shows the Corruption Perception Index, calculated by Transparency International, is a typical problem for developing countries – that also matches research (Levin & Satarov, 2000; Ilzetzki, 2010) concluding that corruption has roots in socialist regimes and that in recently established political stability instable economic situation leads to growth in crime. The main problem within the scope of this project is to identify the relation between corruption perception and level of trust in the society and to distinguish the differences in factors affecting these characteristics in post-soviet countries. The research discoveres that distrust matters a lot for the problem in Russia and suggests further examining European countries in order to explain the difference in trust.
Проблематика государственной службы рассматривается в политологическом, правовом, финансовом, этическом историко-культурном и других аспектах. Особое внимание уделено сравнительному страноведению – подробному описанию госслужбы девяти зарубежных стран. Стержень курса – проблемы реформирования госслужбы. Книга служит базовым учебником по нескольким дисциплинам и курсам
Современная культура, — культура «незавершенного модерна», — как и всякая культура, состоит из запретов и требований эти запреты нарушать. При этом образы несвободы, господствующие в современной культуре, носят преимущественно пространственный характер: «гнет», «теснота», «давящая атмосфера», тюрьма, обездвиженность. Логика этих образов подсказывает, что человеку труднее всего смириться с запретом на свободное перемещение в пространстве, — речь идет, разумеется, не только о физическом пространстве, — и поэтому в человеке следует сызмальства воспитывать стремление этот запрет нарушить, но нарушить неким превращенным, а именно — темпоральным образом. Если среда давит и душит, то следует найти отдушину в форме «свободного времени» — «досуга» или такого «будущего», в котором гнета и тесноты уже не будет. Однако эта привычная логика — логика пространственной несвободы и темпоральной свободы — при более пристальном исследовании сама оказывается превращенной. Дело в том, что в современной экономике символического обмена главным перераспределяемым ресурсом является именно время. Здесь, чтобы быть успешным, мало свободно распоряжаться собственным временем, — надо безраздельно владеть чужим временем. Мы все ежедневно ощущаем, что наше время кому-то или для чего-то требуется. У нас ежечасно отнимают не только «досуг», но и «будущее». Мы все — школьники, преподаватели, врачи, чиновники, водители, пешеходы — ежеминутно теряем бесценное время, выполняя абсурдные, по-человечески невозможные действия. Что мы получаем взамен? — Мнимую пространственную свободу в форме мобильности. Таким образом, подавление свободы в современной культуре осуществляется в форме мнимого, как бы слишком легко преодолимого запрета на свободное пространство и действительного запрета на свободное время. Мобильность, отождествляемая с пространственной свободой, в действительности является превращенной формой темпоральной несвободы.
В книге публикуются материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся в Нижнем Новгороде 2-3 февраля 2007 года. В конференции приняли участие научные и практические сотрудники из разных регионов России, а так же из-за рубежа. Значительное внимание уделяется преступлениям против собственности и в сфере экономической деятельности, организованной преступности, коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми. Осуждаются общие теоретические подходы к борьбе с преступностью.
Далеко не всегда за короткий срок, прошедший с момента принятия конкретной нормы, можно достоверно оценить ее адекватность тем проблемам, которые норма была призвана решить. Сама по себе скорость изменений законодательства создает риски дополнительных ошибок правоприменения. Основной целью данного доклада является оценка результативности российского антимонопольного законодательства в целом и отдельных его норм, а также выработка рекомендаций по стратегии совершенствования российского антимонопольного законодательства и его применения. Для этого оценивается связь между: • проблемами развития конкуренции в Российской Федерации и возможностями антимонопольной политики; • целями применения антимонопольного законодательства, как они обычно формулируются в мировой практике, с учетом возможностей данного типа политики, и задачами антимонопольной политики в Российской Федерации; • содержанием тех действий, которые опасны для конкуренции, и описанием этой практики в российском антимонопольном законодательстве (в сравнении с нормами антитраста, применяемыми в США и Европейском союзе); • описанием нелегальной практики в законе «О защите конкуренции», в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда и практикой применения указанных норм. В данном докладе анализируются только нормы, относящиеся к бизнесу, и не рассматриваются те, которые регламентируют действия органов государственной власти, предоставление государственной помощи и процедуры государственных закупок. Во-первых, именно описание нелегальной практики продавцов на рынках изменилось в последние пять лет наиболее радикально. Во-вторых, именно к компаниям и их руководителям применяется новая система административных штрафов и уголовного наказания, которая должна была серьезно повлиять на стимулы. В-третьих, в конечном счете именно от действий компаний зависит структура рынка и модель стратегического взаимодействия - выбор между конкуренцией и отказом от конкуренции.