• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Методологические особенности исследования межорганизационного взаимодействия компаний

С. 239-250.

Экономические условия как в России, так и за рубежом требуют особого внимания к обеспечению конкурентоспособной позиции компании на рынке. Одной из наиболее значимых новых черт современных стратегий компаний является внимание к участию компании в межорганизационном взаимодействии. Друкер П. еще в 1995 году обосновал, что логичнее рассматривать не конкурентоспособность отдельно взятой фирмы, а сети, в которую эта фирма включена. Интенсивное развитие бизнес-сетей позволяет говорить о принципиально новых требованиях к деятельности организаций в условиях сетевой конкуренции, что требует дополнительного исследования.

Степень проработанности проблемы. Отдельные теоретические и прикладные вопросы управления деятельностью, а также интеграции управления на различных уровнях, рассматриваются в работах целого ряда отечественных и зарубежных ученых.

Проблемы интеграции управления в рамках функционального подхода были проработаны в фундаментальных трудах Ансоффа И.,  Каплана Р.С., Нортона Д.П., Портера Ф. и др. Результаты изучения интеграционных процессов менеджмента представлены в трудах Виханского О.С., Короткова Э. М, Пудича В.С., Румянцевой З.П., Чудновской С.И. и др. Проблемы интеграции деятельности при управлении операционными системами и решение проблем повышения конкурентоспособности организаций представлены в трудах Вумека Дж. П., Голдратта Э. М., Гэлловэйя Л., Проскурякова А.В., Моисеевой Н.К., Стивенсона В.Дж., Чейза Р. и др. Возможности интеграции менеджмента в связи с развитием процессного подхода к управлению рассмотрены в работах Андерсона Б., Ротера М., Хаммера M., Чампи Д., Шеера А.-В. и др. Самостоятельным предметом исследования является информационная интеграция, нашедшая отражение в работах Гаврилова Д.А., Питеркина С.В. и др. Вопросы интеграции деятельности и управления в логистических системах и цепях поставок рассмотрены Бауэрсоксом Д. Дж., Джонсоном Дж., Кристофером М., Хэндфилдом Р.Б. и др.

Теоретические основы исследования. В целях преодоления функциональной специализации при рассмотрении проблем интеграции менеджмента автором была предложена, разработана и защищена концепция уровневой интеграции деятельности. Как показало ранее проведенное исследование, деятельность (отдельные операции, функции, процессы или межфункциональные и межорганизационные взаимодействия) прежде всего является объектом интеграции. Наиболее часто интегральность выражается именно в комплексной реализации функций и управленческих воздействий, т.е. в выполнении отдельных действий, операций, процессов. Именно деятельность (прежде всего через процесс) позволяет создавать дополнительную ценность для покупателя. В условиях сетевой конкуренции деятельность требует своего рассмотрения в контексте взаимодействия организаций.

На основе выбранных принципов и под влиянием дифференциации как фактора интеграции при учете наличия в практике менеджмента функционального и процессного подходов к управлению в концепции  уровневой интеграции деятельности выделяются четыре тесно взаимосвязанных друг с другом уровня: межорганизационный, операционный, функциональный и межфункциональный. Межорганизационный уровень интеграции соответствует внешней интеграции компании в бизнес-сети и должен учитываться при управлении компанией в условиях развития сетевой конкуренции. Операционный, функциональный и межфункциональный уровни характеризуют внутреннюю интеграцию в рамках отдельной компании.

Ранее проведенное исследование практики функционирования на территории России более 150 компаний (на основе опроса около 500 экспертов) доказало гипотезу о наличии устойчиво проявляемых результатов интеграции деятельности на операционном, функциональном, межфункциональном и межорганизационном уровнях. Было выявлено, что межорганизационный уровень интеграции деятельности компании в бизнес-сети имеет качественное отличие от иных уровней. Он является инициирующим для развития внутренней среды организации. С другой стороны, для его реализации требуется особая подготовительная работа, так как компания, управляемая на межфункциональном уровне, не может эволюционным путем перейти к более высокому межорганизационному уровню интеграции.

Разработка конкретного механизма влияния межорганизационного взаимодействия на эффективность управления компаниями является целью рассматриваемого исследования.

Цель настоящего исследования - на основе организуемого мониторинга показателей деятельности компаний выявить результаты влияния межфирменных взаимодействий на эффективность управления отдельными.

Информационная база исследования. В целях конкретизации возможного состава базы предприятий, принимающих участие в проводимом исследовании, по типам сетей в 2010 году было проведено пилотное обследование 255 организаций, действующих на территории России.

Выводы по результатам пилотного обследования

В итоге проведенной обработки результатов пилотного обследования были сделаны следующие выводы.

  1. Отраслями, проявляющими интерес к управлению операционными средами различных уровней, включая межорганизационное взаимодействие, являются промышленное производство, оптовая торговля, ИТ и телекоммуникация, розничная торговля.
  2. Более половины предприятий, принявших участие в пилотном обследовании, отслеживают вертикальную и горизонтальную интеграцию своей деятельности; горизонтальная интеграция отслеживается только при наличии вертикальной интеграции.
  3. Анализ результатов пилотного обследования по вопросам доминирования предприятий в сети выявлено, что 74% предприятий отслеживают доминанты в межорганизационных отношениях, из них  75% имеют собственную доминанту, в 67% без наличия иной доминанты в сети; оптовые предприятия не отметили наличие доминанты партнеров; предприятия сферы информационных технологий и телекоммуникаций либо имеют собственную доминанту, либо не проявляют внимания к доминантам в межфирменных отношениях. Из приоритетных отраслей пилотного обследования в полной гамме отслеживают доминанты в сетевом взаимодействии промышленность и розничная торговля; при этом предприятия розничной торговли не имеют вертикальной и горизонтальной интеграции.
  4. В результате анализа данных пилотного обследования по предприятиям промышленности выявлено следующее: в 19% случаев компании имеют неоформленные взаимоотношения на фоне иных вариантов отношений; только в 19% случаев предприятия имеют сильно формализованные отношения; имеется выраженное тяготение к неформализованным и слабо формализованным отношениям (62% случаев); в 37% предприятий имеются различные степени формализации отношений с партнёрами; основная масса предприятий пилотного обследования при увеличении уровня квазиинтеграции развивает уровень доминирования; степень доминирования не имеет выраженной связи со степенью формализации отношений; крупные предприятия имеют более динамичные и более формализованные отношения в сети, чем средние и мелкие.

 В качестве наиболее типичных сетевых взаимоотношений выявлены фокальные сети (средний бизнес), динамичные фокальные сети (крупный бизнес), виртуальные предприятия (малый бизнес).