Глава
Торговые сети в посткризисный период: проблемы и особенности развития
В статье представлен анализ деятельности крупнейших розничных торговых сетей в России, выявлены особенности их развития под влиянием финансового кризиса.
В книге

В статье представлен анализ стратегий крупнейших торговых розничных сетей, которые уже работают в России, либо планируют выходить на российский рынок.
Исследование территориальных стратегий компаний позволяет уточнить логику выбора предпринимателями территорий для инвестирования благодаря исключению из анализа офшорного капитала, рассмотреть различия в региональных стратегиях компаний разных отраслей, выявить предпочтения в выборе компанией территорий для разных видов своей деятельности, оценить привлекательность для иностранных инвесторов не только регионов, но и разных типов населенных пунктов (все эти задачи невозможно решить на основе статистических данных). Анализируется размещение региональных подразделений разных типов (производственных, логистических, сбытовых, исследовательских, управленческих) 50 крупнейших иностранных компаний, работающих в России (рейтинга «Forbes»). Подтверждается соответствие этого размещения сложившимся теоретическим представлениям о территориальных стратегиях компаний, в т.ч. о значимости ключевых экономических центров, иерархически-волновой диффузии, эффекта соседства. Показываются различия в привлечении инвестиций в разные типы городов (включая повышенную роль городов-миллионников в формировании центров дистрибуции компаний и их научно-исследовательских подразделений, небольших городов в привлечении промышленных предприятий, вторых-третьих городов регионов в развитии розничной торговли), в широте географии деятельности компаний разных отраслей (включая наличие минимальных территориальных барьеров в пищевой промышленности и монобрендовой розничной торговле, прежде всего автомобилями), значимость близости Москвы. Выделяются субъекты РФ с максимальной степенью распространения иностранных компаний.
Современное социологическое осмысление социальных отношений требует включения в анализ материальных объектов, поскольку они играют все более важную роль в конструировании социальных порядков. Вопрос заключается в том, каковы отношения между человеческими и нечеловеческими объектами? В рамках акторно-сетевой теории они рассматриваются как симметричные, в то время как с позиций социального конструирования технологий первенство отводится социальным группам. В данной статье обсуждаются вопросы о роли материальных объектов в оформлении торговых практик и покупательского поведения на примере оборудования, устанавливаемого в магазинах с целью предотвращения воровства. В борьбе с воровством ретейлеры делегируют функцию охраны противокражным технологиям, однако их повсеместное внедрение порождает конфликтные ситуации между различными группами, вступающими во взаимодействие (ретейлерами, поставщиками и потребителями), что в свою очередь приводит к трансформации социальных значений, изначально приписываемых технологиям. Эмпирические данные получены в ходе количественных и качественных исследований розничной торговли, проводимых Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2006–2010 гг.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» во II квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в III квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Представлен комплексный анализ бизнес-моделей ведущих, средних и малых российских коммерческих банков в динамике с 2006 г. по 2009 г. В его основе лежит группировка кредитных организаций по принципу однородности результатов их операционной и финансовой деятельности. При оценке бизнес-моделей учитывается структура активов и обязательств, уровень прибыльности и ликвидности банков. Показано, как меняются стратегии выстраивания банковского бизнеса до и в период финансового кризиса 2008 г. Кроме этого, выявлены доминирующие модели поведения ведущих банков, а также определены группы банков, которые отличаются высокой частотой смены бизнес-моделей.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в I квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
В статье сформулировано определение концепции «управления крупным частным капиталом» («Private Wealth Management»), а также обозначено отличие стратегии развития данного вида банковской деятельности от программ VIP-обслуживания. Кратко затронута история возникновения рынков Private Banking. Особое внимание уделено анализу основных элементов данной концепции, на основании которых выявлены ключевые стратегии развития успешного банковского бизнеса в сфере Private Banking.