Глава
Влияние формальных политических институтов на уровень экономического развития
Основная идея работы заключается в эмпирической проверки наличия взаимосвязи между формальными политическими институтами государства и уровнем его экономического развития. В качестве формальных политических институтов были отобраны форма правления, форма территориального правления, политический режим и тип избирательной системы. Данные представляют собой пространственно-временную выборку, состоящую из 28 стран (27 стран Европейского союза и Россия) за период с 1996 по 2006 годы. В результате проведенного эмпирического анализа мы пришли к выводу, что формальные политические институты оказывают значимое влияние на уровень экономического развития страны.
В книге

Глава посвящена рассмотрению взаимосвязей между политическими институтами, показателями человеческого развития и экономическими результатами на уровне как целых стран, так и российских регионов. Современная экономическая теория придает большое значение институциональным характеристикам анализируемых экономических систем, отдавая должное вкладу «правильных» законов и традиций в динамику развития. Но если в отношении эффектов ряда базовых экономических институтов, таких как хорошо защищенные права собственности, у исследователей есть консенсус, то политические институты требуют особого рассмотрения. В работе проводится количественный анализ институтов политической конкуренции в российских регионах на базе данных об итогах парламентских выборов в 1999 и 2011 годах. Проведенная классификация регионов позволяет говорить о разнообразии политико-экономических моделей внутри России. Наряду с развитыми и «плюралистичными» регионами присутствуют и развитые регионы с низкой политической конкуренцией. Этому состоянию сейчас сопутствует природная рента, но им следует задуматься о путях долгосрочной поддержки высоких показателей развития. Для некоторых регионов в сложных условиях относительный «плюрализм» не стал панацеей, но отсутствие иных ресурсов не оставляет им выбора, кроме развития институтов, если не считать опоры на федеральный центр. Есть и наиболее сложные регионы, сочетающие низкий уровень развития и недостаток политической конкуренции, и в этом случае, видимо, вмешательство федерального центра для создания стимулов к развитию становится более актуальным.
This paper puts forth a comprehensive set of measures to address the current economic crisis, prevent its further aggravation and ensure sustained and ongoing development of the Russian economy. In this study we seek to adopt the viewpoint of common sense and keep free from political and ideological bias. This is why we believe the proposed solutions should be implemented by any reasonable government irrespective of its political coloration. This text presents our vision of the Russian economy and its problems.
Показывается значение правовой охраны интеллектуальной собственности для экономического развития регионов и страны в целом в первом десятилетии нового века, в том числе с учетом перспективы присоединения страны к ВТО, вносятся предложения по совершенствованию соответствующих положений законодательства и практики их применения
В данной работе исследуется сходимость российских регионов. В 1990-е годы в России не наблюдалась сходимость регионов, однако в 2000-х годах ситуация резко изменилась. В то время как различия в ВРП на душу остаются существенными между регионами, различия в среднедушевых доходах и заработных платах значительно снизились. Мы показали, что государственное распределение ресурсов не играет значительной роли в наблюдаемой сходимости. Мы пытаемся объяснить сложившийся феномен региональной сходимости в 2000-х годах, используя панельные данные межрегионального перераспределения труда и капитала. Оказалось, что рынок капитала в России интегрированный в том смысле, что местные инвестиции не зависят от местных сбережений. Мы показали, что экономический рост и финансовое развитие значительно снизили барьеры миграции населения. В 90-е годы многие бедные регионы России находились в ловушках бедности: население этих регионов хотело бы мигрировать, но не имело достаточных средств для совершения переезда. В 2000-х годах, особенно начиная с 2005 года, эти барьеры исчезли. Всеобщее экономическое развитие позволило регионам выйти из ловушек бедности. Это привело и к сходимости рынков труда. Межрегиональные различия в среднедушевых доходах, заработных платах и уровнях безработицы сейчас меньше, чем в Европе. Результаты показывают, что экономический рост и развитие финансовых рынков и рынка недвижимости в конечном итоге привели к межрегиональной конвергенции в России.
В настоящее время особо актуальной темой считается дальнейшее экономическое и политическое развитие России. Однако нехватает комплексного анализа. В данной статье обсуждаются перспективы роста на два ближайших десятилетия, которые основаны на качестве экономических и правовых институтов, а также социально-экономической устойчивости.
Цель работы – на модельном уровне рассмотреть триаду «ресурсы – институты – производство». Понятие ресурсы включает физические факторы производства, такие как труд, физический капитал, человеческий капитал, используемые природные ресурсы. Отдельно рассматривается также некоторый информационный ресурс, им может быть, например, время работы высокооплачиваемых специалистов или усилия чиновников по организации производства. Понятие институты относится в модели, например, к таким категориям, как информационное обеспечение, менеджмент, финансы, образовательная система. Понятие производство включает как физические технологии, описываемые в модели «глобальной» производственной функцией, так и связанные с институтами социальные технологии, которые описываются сопряженной функцией.
В сборнике представлены работы аспирантов и студентов по таким разделам, как стратегии динамического развития России; потенциал регионов в динамическом развитии России; российский бизнес – основа экономического развития страны; проблемы развития рыночной инфраструктуры; экономический рост и инвестиционные процессы в региональной экономике; Россия в контексте новых мировых направлений развития.
It is on the basis of modern approaches provided by the new institutional theory that in the present article the institution of civil participation is reappraised as an integral phenomenon securing inclusion of citizens into the political government process. Characterization and analysis of the evolution and of the current state of the institution of civil participation are offered. As is demonstrated by the investigation developed, there are few real public entities, and civil entities are in minority. Nevertheless civil entities, because they possess qualities of a competent political actor, of a self-dependent subject of politics, with welldeveloped social practical skills, are able to form - and in reality do form - a new, not an imitative, but a real institution of civil participation oriented at citizens needs for influencing the process of political decision-making.