• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Структура и типы потребления алкоголя в России в 1994–2018 гг.

С. 153-175.

В статье на основании данных RLMS‑HSE за 1994–2018 гг. рассмотрены основные изменения в частоте и структуре потребления алкоголя в России. Как свидетельствуют полученные результаты, в рассматриваемый период в целом снизилась распространенность и частота употребления алкоголя. Доля респондентов, в принципе не употребляющих алкоголь, выросла с 23,7% в 2006 г. до 38,8% в 2018 г. При этом особенно резкий рост числа трезвенников наблюдался среди молодежи (лиц моложе 25 лет). Доля респондентов, употреблявших алкоголь за 30 дней до проведения опроса, сократилась с 56,5% в 1994 г. до 40,8% в 2018 г. Между 2002 и 2018 г. заметно снизилась и частота употребления алкоголя: среди мужчин – с 5,9 до 4,8 раза в месяц, среди женщин – с 3,1 до 2,8 раза в месяц. В обоих случаях наиболее заметные изменения были зафиксированы среди молодежи. Самым важным изменением в структуре потребления алкоголя в России между 1994 и 2018 г. стало снижение популярности водки. Среди мужчин доля потребителей водки за этот период упала с 88,9 до 51,5%, среди женщин – с 60,6 до 23,1%. В 2000‑х гг. водку в структуре потребления стало замещать пиво в 2010‑х гг. к пиву присоединилось вино. На основе кластерного анализа данных RLMS‑HSE нами были выделены несколько типов потребления алкоголя. Тип, основанный на потреблении исключительно водки, был наиболее распространен в начале периода (в 1994–1996 гг.). К 2001 г. произошло резкое снижение доли представителей данного типа потребления, после чего доля потребителей исключительно водки оставалась сравнительной стабильной. К концу периода наиболее распространенным типом потребления алкоголя был тип, основанный на потреблении исключительно пива. На протяжении всего рассматриваемого периода типу потребления, где доминируют крепкие алкогольные напитки (водка, самогон), были в большей степени привержены взрослые женатые мужчины; типу, где доминирует пиво, – молодежь; типу, где доминирует вино, – женщины среднего и молодого возрастов.

В книге

Под редакцией: П. М. Козырева Вып. 11. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.