• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Столичные мастера в Юго-Западной Анатолии начала Х века (Маставра и Исламкёй)?

С. 40-49.

Статья посвящена реконструкции деятельности
константинопольской строительной артели в юго-западной
Анатолии начала Х века. Собор в ликийской Маставре
(совр. Дере-Агзы) и храм в писидийском Исламкёе
(рядом с византийскими Аграми), связанные, вероятно,
с созданием новых епископских центров в конце IX века,
были построены в одно время и с одинаковыми приемами,
хотя и в разном масштабе, при участии мастеров
из Константинополя. Весьма вероятно, что в обоих
случаях мы видим работу одной артели, состав которой,
конечно, мог меняться: так, в масштабном соборе
Маставры к константинопольским мастерам должны были
присоединиться местные строители. Более того, вполне
вероятно, что из Константинополя в Маставру
и Исламкёй прибыли именно строители церкви
Богородицы в монастыре Константина Липса
( или ), принесшие с собой элементы новой
архитектурной моды столицы (тетраконхиальные
пастофории, окна/ниши oeil de boeuf), которая после этапа
формирования новой архитектурной идентичности
в IX веке начала свою «экспансию» на юго-восток
Анатолии. Нельзя исключать, что столичные мастера
продвинулись и дальше на восток империи –
в каппадокийскую Сириху, где паломнический храм
Святого Креста упоминается как раз в 904 году,
в правление Льва VI, при котором были построены
кафоликон монастыря Липса и, вероятно, Эски Имарет
Джами, собор в Маставре и храм в Исламкёе.