Глава
The Geography of the Digital Freelance Economy in Russia and Beyond
В книге
В статье анализируются стратегии посика работы фрилансерами и их экономическая эффективность. Несмотря на развитие специализированных ресурсов — бирж удалённой работы, — именно социальные сети приносят фрилансерам наибольшее число заказов, которые к тому же являются еще и более высоко оплачиваемыми. В частности, это означает, что информации о профессиональных и личных качествах агентов, доступной на открытом рынке, может быть недостаточно для принятия решения, а ее правдивость вызывает сомнение. В целом русскоязычный сегмент рынка удалённой работы не является сферой атомизированных действий, а пронизан социальными сетями. Исключительная опора рыночные связи с анонимными контрагентами оказывается маргинальной, нежизнеспособной моделью и встречается только на первых этапах карьеры фрилансера. В основном же мы наблюдаем «укорененного» индивида. В ходе своей деятельности он либо обрастает социальными связями, либо неизбежно покидает рынок. Таким образом, включенность в социальные сети является не только фактором успеха, но и необходимым условием выживания на рынке.
In this paper we examine satisfaction with work-life balance among non-standard workers. Using unique data from 6,009 Russian-language internet freelancers, who are typically both autonomous contractors and teleworkers, we make two key contributions. We found evidence to support the demand-resource model among self-employed professionals who typically have autonomy and control over their time, although these processes differ somewhat by gender. We also argue that overall life satisfaction is a significant influence on satisfaction with work-life balance and also acts as a mediator for the influence of some demands and resources on both male and female freelancers’ satisfaction with work-life balance. Implications for future research and social policy are discussed.
В статье анализируется проблема соблюдения деловых обязательств на рынках удаленной работы. Проделанное исследование демонстрирует, что рынки удаленной работы практически полностью ускользают из правового поля и находятся в зоне неформальной экономики. Помимо низкого уровня правовой культуры в России, это объясняется пока еще скромными масштабами деятельности, не вызывающими настоятельной потребности в легализации, а также высокой технологичностью самих рынков, многие аспекты которых в настоящее время не регулируются законодательно. Агентами легализации рынка можно признать биржи удаленной работы. Они формализуют отношения между участниками, развивают механизмы контроля за соблюдением обязательств и участвуют в разрешении конфликтов в качестве третейского судьи. Однако в этом отношении русскоязычные биржи удаленной работы находятся только в начале пути, хотя в будущем их роль скорее всего будет возрастать (в пользу этой тенденции свидетельствует успешный опыт зарубежных бирж, которые прошли этот путь раньше). В условиях виртуальных контактов и слабых формальных институтов существенно повышается роль социальных связей, которые становятся важным регулятором взаимодействий и средством защиты от оппортунизма. По социальным сетям циркулирует более надежная информация о контрагентах, а отношения долговременного сотрудничества, личные знакомства и рекомендации укрепляют доверие, гарантируют исполнение обязательств.
A specific form of informal employment is presented by electronic freelancers, e.g. self-employed professionals working remotely via the Internet. Andrey Shevchuk and Denis Strebkov launched Russian Freelance Survey (RFS) that brought more than 10,000 usable responses in each of two waves in 2008 and 2010, making RFS one of the largest freelance surveys in the world. Using these unique data sets, the authors describe the main groups involved in the Russian-speaking e-lance market and demonstrate how they cope with the high level of informality of institutional arrangements and opportunistic behaviour of market actors.
В статье анализируются электронные рынки услуг, предоставляемых самозанятыми профессионалами – фрилансерами. Прослеживается история их развития, рассматривается инфраструктура (биржи удаленной работы), на основании эмпирических данных дается краткая характеристика основным участникам (фрилансерам и заказчикам). Складывающиеся на рынке отношения между фрилансерами и заказчиками проблематизируются с точки зрения сетевого и институционального подходов, принятых в экономической социологии. Ставятся вопросы о характере связей между участниками рынка и способах регулирования взаимоотношений. Являются ли взаимодействия на рынке случайными связями атомизированных агентов? Или же рынок пронизан плотными сетями социальных отношений? Делает ли Интернет экономические отношения более свободными от разного рода личностных социальных элементов, которыми неизбежно наполнены взаимодействия в тесном физическом пространстве? Или же напротив усиливает потребность в их присутствии? Подобный подход представляет интерес не только с точки зрения получения конкретной информации о развивающемся рынке удаленной работы, но и в теоретическом плане в русле традиционных экономико-социологических дискуссий о социальной укорененности экономических действий
Данная работа, базирующаяся на опросе 5784 русскоязычных респондентов, даёт возможность впервые в исследовательской практике провести количественный анализ контрактных отношений между электронными фрилансерами и заказчиками их услуг. Модель бинарной логистической регрессии позволяет определить то, каким образом успешность этих отношений (в частности низкий уровень оппортунизма и способность эффективно разрешать возникающие конфликты и противоречия между сторонами), связана с уровнем их формализации, виртуализации и социальной укоренённости.
В частности, показано, что отсутствие личных контактов с клиентами повышает вероятность возникновения серьёзных проблем и не способствует их эффективному разрешению. Формальный письменный договор не позволяет предотвратить оппортунистическое поведение заказчиков, но помогает успешно разрешать возникающие конфликты. А вот использование социальных связей при поиске клиентов (работа с постоянными заказчиками и по рекомендации бывших клиентов), в свою очередь, существенно снижает вероятность столкновения с оппортунизмом и повышает шансы разрешения конфликта в ходе переговоров.
Тем не менее, наличие тесных социальных связей даёт возможность заказчикам «эксплуатировать» своих постоянных контрагентов, задерживая им оплату за выполненную работу, настаивая на сокращении сроков, внося дополнительные изменения в техническое задание и т.п.
Таким образом, данное исследование позволяет оценить ту роль, которую играют социальные связи на современных рынках удалённой работы, где отношения между фрилансерами и клиентами являются преимущественно неформализованными и виртуальными