• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Политические барьеры отказа от турникетов в наземном городском транспорте Москвы

С. 191-259.

Настоящая глава посвящена рассмотрению перехода на бестурникетную систему оплаты проезда в наземном транспорте Москвы. В определенном смысле эта глава завершает разговор о жизненном цикле технологий, позволяя увидеть, как отдельно взятая технология формируется, поддерживается и в какой-то момент отмирает, сменяясь следующей.

Центральные вопросы: благодаря каким факторам стал возможен переход на новую технологию оплаты проезда, почему турникеты сняли именно в 2018 году и какой урок Москва извлекла из этого опыта.

В рамках исследования мы наблюдали, как пассажиры оплачивали проезд с турникетами в декабре 2017 года и без турникетов в 2018 году. Помимо наблюдений, в апреле 2019 года мы провели интервью с шестью экспертами, которые причаст- ны к данной теме: представителем НКО, защищающего права пассажиров, журналистом газеты о строительстве в Москве, научным сотрудником Института транспорта, экспертом в области транспортного консалтинга, аналитиком Департамента транспорта и водителем автобуса. Мы также направили официальный запрос в Департамент транспорта, на который получили официаль- ный ответ (см. приложения 1 и 2).

С помощью собранного материала мы рассматриваем несколько версий, почему стал возможен отказ от турникетов. Среди них: рост платежной дисциплины среди пассажиров, при- влечение на работу в Департамент прогрессивных экспертов, увеличение числа подвижного состава крупной вместимости, в том числе новых трамваев «Витязь-М», электоральный цикл и патентные войны.

В результате мы показываем, что линейного перехода от одной системы оплаты к другой не происходило, что бинарная оппозиция «власть — пассажиры» для понимания сложившейся ситуации не работает и что не было статичного плана, предполагающего прохождение определенных этапов, одного за другим. Вместо этого мы наблюдаем крайне запутанную ситуацию, когда совершенно разные факторы социально-технологического ха- рактера, изменение пользовательских практик, формирование экспертного сообщества, ввод в эксплуатацию новых трамваев, электоральные циклы и патентные войны — вместе взятые, определяют крупномасштабные сдвиги, последствия которых могут сказываться не один десяток лет и охватывать всю страну.