• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Великое Дело» старообрядцев: были ли технические инновации «недопустимыми заимствования-ми»?

С. 401-414.

Данная статья содержит анализ выявленных противоречий между глубоким консерватизмом российских старообрядцев в их собственно религиозных и сакрализованных повседневных практиках, с одной стороны, и широких инноваций в ряде отраслях промышленности, где старообрядцы стали лидерами в первой половине XIX в., - с другой. Объявляя «новины» «дьявольскими» и «недопустимыми», отказываясь от иностранного платья, табака, чая и картофеля и т.п., старообрядцы были первыми в России, кто начал импортировать из Европы (прежде всего, из Великобритании и Германии) оборудование, новые технологии и специалистов для текстильной промышленности. Это противоречие было порождено специфической системой ценностей староверов, центром которой стала духовная концепция Дела. Дело, в том числе, предпринимательство (при определенных условиях) воспринималось старообрядцами как «труд Бога ради» и личный христианский подвиг. Конфессиональные ограничения использования заимствований не распространялись на такую «Благую вину». Для того, чтобы совершить «Благое и душеспасительное дело» допустимо было сознательное совершение греха, в том числе использование импортной техники.