?
Закон РФ «о беженцах» и принцип недопустимости принудительного возвращения. Анализ через призму европейского суда по правам человека
Вопрос миграции имеет крайне важное значение для России. По последним данным УВКБ ООН, 210 389 человек обратились за международной или временной защитой в Российской Федерации (РФ) в 2017 году. Начиная с 1990 года миграционные потоки сокращаются, но в 2014-2016 гг. значительные пики отмечались в связи с кризисом на территории Украины. В тот период около 1 млн. украинских граждан обратились за убежищем или иным видом законного пребывания в РФ. Сложившаяся в России чрезвычайная ситуация с миграцией, однако, связана не только с массовым притоком украинцев, но и беженцев и лиц, ищущих убежище, из районов военных действий в Сирии и Афганистане, а также государств с авторитарным режимом, таких как Узбекистан и Таджикистан. У последних, в отличие от граждан Украины, возникают некоторые трудности с процедурой предоставления убежища и признания их статуса. Несмотря на то, что РФ ратифицировала Конвенцию 1951 г. о беженцах и приняла конкретные постановления для определения материальных и процессуальных прав беженцев и лиц, ищущих убежище, действующий закон имеет несколько нормативных недостатков, противоречащих международно-правовым и региональным обязательствам по правам человека, и не учитывает принципа недопустимости принудительного возвращения. К тому же, закон зачастую неправильно применяется, что приводит к беспорядку, недопониманию и, как следствие, высылке. Недостатки российской системы международной защиты неоднократно отмечались Европейским судом по правам человека, практика которого в последние годы способствовала открытости судопроизводства в стране.