• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Закон РФ «о беженцах» и принцип недопустимости принудительного возвращения. Анализ через призму европейского суда по правам человека

С. 40-52.
Континьелло М. С.

Вопрос миграции имеет крайне важное значение для России. По последним данным УВКБ ООН, 210 389 человек обратились за международной или временной защитой в Российской Федерации (РФ) в 2017 году. Начиная с 1990 года миграционные потоки сокращаются, но в 2014-2016 гг. значительные пики отмечались в связи с кризисом на территории Украины. В тот период около 1 млн. украинских граждан обратились за убежищем или иным видом законного пребывания в РФ. Сложившаяся в России чрезвычайная ситуация с миграцией, однако, связана не только с массовым притоком украинцев, но и беженцев и лиц, ищущих убежище, из районов военных действий в Сирии и Афганистане, а также государств с авторитарным режимом, таких как Узбекистан и Таджикистан. У последних, в отличие от граждан Украины, возникают некоторые трудности с процедурой предоставления убежища и признания их статуса. Несмотря на то, что РФ ратифицировала Конвенцию 1951 г. о беженцах и приняла конкретные постановления для определения материальных и процессуальных прав беженцев и лиц, ищущих убежище, действующий закон имеет несколько нормативных недостатков, противоречащих международно-правовым и региональным обязательствам по правам человека, и не учитывает принципа недопустимости принудительного возвращения. К тому же, закон зачастую неправильно применяется, что приводит к беспорядку, недопониманию и, как следствие, высылке. Недостатки российской системы международной защиты неоднократно отмечались Европейским судом по правам человека, практика которого в последние годы способствовала открытости судопроизводства в стране.