• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Инструментальная и ценностная рациональность в позитивной педагогике О. Конта

В «Курсе позитивной философии» [1830-1842] Конт вполне разделяет рационалистическое убеждение мыслителей Просвещения в том, что «моральный прогресс всегда будет сопровождать прогресс умственный». Поэтому всяческие попытки обоснования воспитания через науки у него сопровождаются моральной риторикой, ибо, согласно Конту, «науки являются единственной духовной основой» общества. Науки позволяют, по его убеждению, восстановить утраченное социальное единство и построить societas à l'universitas, то есть перейти от научной универсальности к универсальности человеческого рода. Таким образом, можно говорить о своего рода научной реинкарнации католицизма.

Конт убежден, что научная рациональность представляет собой законченную форму развития духа. Будучи продуктом разума, науки обнаруживают как сам разум, так и ценностный порядок, из которого исходит разум в своих рассуждениях.

В книге

Shanghai: Шанхайский университет, 2017.