Глава
Инструментальная и ценностная рациональность в позитивной педагогике О. Конта
В «Курсе позитивной философии» [1830-1842] Конт вполне разделяет рационалистическое убеждение мыслителей Просвещения в том, что «моральный прогресс всегда будет сопровождать прогресс умственный». Поэтому всяческие попытки обоснования воспитания через науки у него сопровождаются моральной риторикой, ибо, согласно Конту, «науки являются единственной духовной основой» общества. Науки позволяют, по его убеждению, восстановить утраченное социальное единство и построить societas à l'universitas, то есть перейти от научной универсальности к универсальности человеческого рода. Таким образом, можно говорить о своего рода научной реинкарнации католицизма.
Конт убежден, что научная рациональность представляет собой законченную форму развития духа. Будучи продуктом разума, науки обнаруживают как сам разум, так и ценностный порядок, из которого исходит разум в своих рассуждениях.