• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Языковое конструирование образовательной политики и история советского образования: пролегомены к теме

С. 395-444.

Предмет исследования в этой главе -- значение идеологически "нагруженных" понятий для дискурсов, на которых формулировались цели и задачи советской образовательной политики. Такие понятия могли иметь первоначально дореволюционное происхождение: так, слово "жизнь" из советской идеологической синтагмы "слияние школы с жизнью" восходит к ницшеанским дискурсам в русской культуре начала ХХ века, оказавшим влияние и на педагогическую литературу (работы С. Шацкого). На протяжении 1920-х -- 1970-х годов в советскую публичную сферу было введено множество новых понятий, но и уже существующие много раз сменили значения. Более того, в поле (в том смысле, в котором слово "поле" понимал Пьер Бурдье) советского образования шла ожесточенная борьба между различными  акторами за право наделять ключевые образовательные понятия собственным значением. Все эти процессы могут быть изучены с помощью двух концепций, которые ранее не использовались для изучения истории советского образования - истории понятий (в версиях Кембридской школы и Р. Козеллека) и дискурсивной теории гегемонии. 

В книге

Калугин Д. Я., Маслов Б. П. М.: Новое литературное обозрение, 2019.