Глава
К эпистемологическим основаниям теории значения
Вне зависимости от общей теории знания эпистемологической является и традиционная для теории языка рефлексия в отношении объекта, принципов и методов его изучения. В самом общем виде она сводится к извечным методологическим вопросам, насколько верно моделируется в теории объект и какие следует предъявлять к теории требовани я как условию, обеспечивающему эвристическую ее значимость.
В книге
В статье предложен подход к культурно-исторической эпистемологии как к полю конкуренции между различными интерпретациями культуры и ценностей познания, идущими от различных версий и направлений философии культуры.
Авторы ставят перед собой амбициозную задачу: исследовать современные изменения в постановке и способах обсуждения коренных эпистемологических вопросов и выявить проблемное поле современной oэпистемологии. В этой связи они изучают трансформации, происходящие в эпистемологии сегодня, анализируют такие направления современной эпистемологии, как социальная, эволюционная, формальная эпистемология, исследуют новый тип отношений эпистемологии и когнитивных наук, а также связи современной эпистемологии и "общества знания". Специальное внимание уделяется ряду проблем, характеризующих современную эпистемологию: связь эпистемологии и философии сознания, эпистемологический релятивизм и социальный конструкционизм. телесное и энактивное познание, язык как предмет эпистемологического анализа, виртуальная реальность, личная и коллективная идентичность и др.
Статья посвящена анализу процесса обучения говорению на иностранном языке или формирования умения высказывать свои мысли в связной форме на иностранном языке на основе понятий язык и речь.
Авторы книги – философы – стремятся проанализировать эпистемологические механизмы протекания творческих процессов, особенности функционирования восприятия, мышления, воображения в творчестве. Для исследования творчества, творческих процессов, творческих способностей и состояний вдохновения привлекается выработанный в философии категориальный аппарат: понятия истины, сознания, духа, абстракции, смыслообразования и смыслопорождения. Но кроме применения философской категориальной сетки, представленные в книге исследования строятся в рамках современных междисциплинарных подходов – когнитивного, эволюционного, феноменологического, телесно-ориентированного, динамического, а также подхода, базирующегося на теории сложных адаптивных систем.
В сборник включены материалы X Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации.
В зависимости от избираемого подхода под концептом понимают и базовую единицу культуры, основную единицу концептосферы, и единицу ментальной информации, и содержательную сторону языкового знака, а содержание концепта соответственно сводят к культурологическим, социально-историческим, психологическим, семантическим или логико-понятийным его коррелятам.
Статья посвящена анализу процесса обучения говорению на иностранном языке или формирования умения высказывать свои мысли в связной форме на иностранном языке на основе понятий язык и речь.
Каталог содержит более 150 аннотаций книг, периодических изданий, альманахов изданных Институтом философии РАН. Представленные работы охватывают исследования по истории российской, западной и восточной философии, этики и эстетики, эпистемологии и синергетики, социальной и политической философии, и пр.
Автор статьи показывает, как и благодаря чему метод радикальной интерпретации, предложенный Д. Дэвидсоном, справляется с теми проблемами, которые сформулированы в различных скептических сценариях. В частности, метод радикальной интерпретации лишает картезианский скептический сценарий (в традиционной и современной его версиях) убедительности и статуса философской проблемы как таковой. Используя различие между намеренным и ненамеренным обманом, можно показать, что сценарий глобального скептицизма получает свое разрешение в обоих случаях. В статье также рассмотрена возможность расширения того варианта натурализованной эпистемологии, который предложил У. В. О. Куайн, — прежде всего, за счет введения социального фактора.