Глава
Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках
Вопрос стратегии интеграции России в глобальные продовольственные рынки касается выбора приоритетов (по рынкам и товарным позициям) и определения механизмов такой интеграции. Мировые рынки, особенно в такой традиционной сфере, как продовольствие, давно поделены. На глобальном уровне в сфере торговли продовольствием небольшая группа западных компаний (прежде всего, четверка трейдеров ADM, Bunge, Cargill и Louis Dreyfus) занимает доминирующее положение. Эти игроки не только контролируют ключевые
каналы глобальной торговли, но также определяют правила игры на глобальном рынке продовольствия, тесно увязывая торговлю продовольствием с финансовыми рынками и спекулятивным капиталом. Возможность России нарастить продовольственный экспорт — это вопрос о том, насколько Россия сможет добиться от западных стран корректировок существующих мировых продовольственных цепочек и/или выстроить в партнерстве с сильными глобальными потребителями из стран Азии и Африки новые цепочки. В докладе предлагается механизм выстраивания таких цепочек.