• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Я сам себе суфий, я сам себе йог…»: Борис Гребенщиков как оккультурный бриколер

С. 124-135.

В статье теория оккультуры К. Партриджа прилагается к творчеству Б.Б. Гребенщикова.  Теория Партриджа достаточно интересна и обладает немалым эвристическим потенциалом, поэтому вполне естественно спроецировать ее на российский материал. Пожалуй, одной из самых известных фигур в российском роке является Борис Гребенщиков, его роль, как одного из основоположников жанра, неоспорима. Общим метом является рассмотрение творчества Гребенщикова как результата его духовного поиска. Представляется, что именно Гребенщиков наиболее полно вписывается в теорию Партриджа об оккультурном бриколере, в его творчестве находят синтез совершенно разные и порой взаимоисключающие идеи из христианства, буддизма, индуизма, каббалы, алхимии и т.п. Но при более глубоком анализе его музыки возникают закономерные вопросы: по каким принципам он, как автор, сочетает все эти разнообразные учения и что с научной точки зрения может дать нам знание о том, что в его творчестве мы встречаем такой сложный сплав религиозных и культурных влияний? Представляется, что именно случай Гребенщикова демонстрирует плюсы и минусы теории оккультурного бриколера К. Партриджа. Анализ его творчества показывает, что сам оккультурный бриколаж как художественная практика может быть различным, и в лице Гребенщикова мы сталкиваемся лишь с одной из его форм.