• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Мировоззрение подростков провинций России

С. 147-161.

Исследование показало высокую степень взаимосвязи своеобразия мировоззрения подростков, выраженного через образные репрезентации «своего» и «чужого» мира, с социальными особенностями селений и географическим контекстом проживания (в большей степени, чем с этническими особенностями). Чем селение более обособленно, тем меньше разнообразие противопоставления «своего» и «чужого» мира, а набор образов в рисунках завязан на конкретику реалий бытия. При этом природные реалии выступают определяющими в наборе рисуночных образов. Социальные типы идентичности (в том числе в индивидуальном аспекте) выраженно превалируют во всех традиционных культурах, при этом этническая составляющая в идентичности представлена в регионах, где существуют традиционно биэтнические или полиэтнические социальные контексты жизни. Своеобразие образа себя в мире у подростков во многом зависит от конкретики социальных условий проживания в социальноэтническом аспекте. Самопрезентация себя в мире в большей степени идет через аспекты родовых отношений, а также социально-ролевых позиций. В биэтнических условиях проживания четко выражены такие типы социальной идентичности как этничность, религиозность, региональность. При этом противопоставление «мы» и «они» выражены редко, чаще всего имеют характер конкретизации какой-то одной социальной общности.